История > Список актов конституционного значения 1600-1918 гг. > Указ о должности Сената (1726 г.)

Указ о должности Сената (1726 г.)

1726 г., марта 7
Указ о должности сената

Именный указ - о должности сената

     1. Сенату надлежит состоять из знатных и поверенных персон, кому от нас ныне и впредь поведено будет, и сидеть по рангам, и, кроме их, также генерала и обер-прокуроров и обер-секретарей и секретарей и протоколистов, никакой незваной персоне не входить в то время, когда советы определяются, а когда кто из знатных персон войдет, то сенаторы да почтут онаго местом сесть на стул, но и то который бы ранг имел между знатными чинами, а именно до бригадира; и понеже в сенатской канцелярии президенту быть невозможно, того ради оной быть в дирекции у генерала-прокурора и у обер-прокурора.
2. Надлежит Сенату для исправления дел съезжаться и сидеть по вся дни, кроме воскресных и праздничных дней, и отправлять оныя со всяким прилежанием и ревностию по указам. Уложению и государственным правам; разве такое дело случится, на которое нет ясных указов или какое новое и весьма важное, которое собственному нашему решению подлежит, о таком доносить нам в Верховном тайном совете, представя свое мнение и требовать резолюции.
3. Когда в штатских коллегиях такия дела случатся, которых в тех коллегиях решить не могут, то те дела президентам из тех коллегий взносить и объявить генералу-прокурору, или обер-прокурору, которые должны представить в Сенате, и оное решить; а из двух воинских и третьей иностранной, когда случатся какия дела до Сената а с оными приходить тех коллегиев советникам.
4. Какия челобитныя поданы будут рекетмейстеру на неправый суд коллегий и канцелярий, которые к коллегиям не подчинены, то ему рекетмейстеру, оныя приняв, по них предлагать Сенату и по оным те дела брать ему и, росписав все пунктами, дабы что в одном пункте есть, уже бы в другом не упоминалось, (понеже во всяком деле челобитчиком бывают разныя дела), и, сделав выписку так, как в его должности написано, к решению предлагать и в Сенате розыскивать, и когда придет до сентенции, тогда учинит присягу пред богом в правосудии, и как оная учинена будет, решить самою истиною по указам и регламентам по присяге, по злобе не посягая, и по дружбе и свойству не маня.
5. В штатския коллегии президентов, вице-президентов и советников выбирать сперва кандидатов, и оных для определения, нам в Верховном тайном совете представить; а в другие коллежские члены и прочие нижние чины выбирать по указу, как и прежде было, достойных.
6. Сенату же выбирать и объявлять в провинции воевод, ассессоров, камериров, рентмейстеров и земских и судных комиссаров, в губерниях президентов, в надворные суды, и земских секретарей; а губернаторов, вице-губернаторов и оберкоммендантов и коммендантов, которые из воинских чинов, и таких выбирать, снесшись с воинскою коллегиею (сие разумеется о тех, которые обязаны гражданскими делами, а которые гражданскими делами не обязаны, тех воинской коллегии по прежнему выбирать) и нам в Верховном тайном совете для определения представлять.
7. А которые будут производиться в гражданские чины из дворян на убылыя места по ведомостям из коллегий и из прочих мест, из которых требовано будет, тех велеть представлять герольдмейстеру по два или по три человека достойных; а в которыя места надлежит быть не из дворян, в те представлять же из коллегий, за подписанием рук всей коллегии; а из прочих мест, откуда кто требует, за его рукою и прочих при нем товарищей, так же по два или по три человека на одно место, из оных Сенату определить достойных.
8. О всяких делах, которым надлежит вершеным быть в Сенате, иметь на столе подробный реэстр, описывая месяц и число, когда по тому делу выписка учинена и в реэстр взнесена, и слушать по тому реэстру, а не выбором; а какия дела будут нужныя, те наперед (а наипаче по нашим указам, которые будут за нашим подписанием, или именем нашим из Верховного тайного совета) слушать и решить следующим образом: когда какое дело будут слушать, тогда между собою не говорить и, выслушав, буде дело неважное, в то время приговаривать с нижних голосов и решить; а ежели которого дела вскоре решить будет неможно, то встав и кто с кем заблагоразсудит в том деле толковать надлежащее время по важности дела и по разсуждению генерала-прокурора и обер-прокурора: для чего ему генералу-прокурору и обер-прокурору иметь песочные часы, и как встанут и будут толковать, тогда, объявя им песочные часы и, обратясь, поставить на стол такие, сколько к тому толкованию время надлежит; а как то время пройдет, тогда быть всем по своим местам и по вышеозначенному голосы свои давать снизу, один по другому и, дав голосы, решить; а больше показанного времени в решении продолжения не чинить; и ежели голосы все согласны, то записать в протокол и обще всем закрепить; а хотяб кто из них и не согласился, и тот его спор записать притом же протоколе особо и закрепить ему своею рукою; а ежели случится зело тяжкое дело, которое в короткое время не может решиться, то отложить до другова дни; буде же такое дело, которое отсрочки не терпит, то поговорить и подумать до трех часов и решить по вышеписанному ж; а как голосы свои давать будут, то каждого голос записывать секретарю, а им каждому по своим голосам крепить; а ежели кто из членов Сената так чинить не будет, или что приговаривать будет неправо, то генералу-прокурору и обер-прокурору в том им предлагать, чтоб они то чинили так, как надлежит без страсти, напоминая им то, что всегда подобает Сенату иметь о монаршеской и государственной пользе неусыпное попечение и доброе простирать и все, что может быть вредно, всемерно отвращать; а ежели кто не послушает, то генералу-прокурору или обер-прокурору, того дела не допуская до вершения, доносить нам в Верховном тайном совете.
9. Никому в Сенате не позволяется разговоры иметь о посторонних делах, которыя не касаются к службе нашей, наипаче же да не имеют разговоров бездельных или шутками являтися, и надобно ведать, что есть оное место сочинено, где подобает поступать со всякою надлежащею учтивостью; ежели же кто противно сему поступит и учинит какое безчинство, тот штрафован будет.
10. Без согласия всего Сената ничто делать подобает, паче же ниже что вершить возможно; ежели же бы иногда кто за болезнию или некоторой крайней ради нужды не в присутствии был, того для делам оставленным быть не надобно; однако о важных делах и отсутствующим подобает прежде решения всякому осведомлену быть (сии отлучки разумеются кроме дальних), и его мнение на письме получить, и надобно, чтоб всякия дела не в особливых домах или в беседах, но в Сенате вершить и в протокол введенным быть надлежит; не надлежит же сенатским членам никого посторонних в Сенат с собою брать, которому б тамо по званию своему быть не подобало.
11. В Сенате никакое дело исполнено быть надлежит словесно, но все писменно; понеже Сенату в таких поведениях вельми нужно иметь всякое опасение и осторожность, дабы наш интерес ни в чем не повредить и того ради не придти всем к тяжкому ответствованию.
12. Сенату надлежит иметь ведомости повсягодно такия, что со своего государства каких окладных и неокладных доходов званиями порознь по статьям в приходе быть надлежит и на какия дачи в расход употреблены будут.
13. Всех генералов-кригс-комисаров, казначеев и цалмейстеров и их подчиненных, которые у приходу и расходу денег и провианта, також и ревизион-контору иметь счетом в полном ведении в Сенате и дабы никто в счетных делах ничем немог отговориться.
14. Дела, которыя имеют быть решены в Сенате, под оными протоколы закреплять всему Сенату, и с них для действия, куда надлежит, посылать указы и промемории за закрепою обер-секретаря, а нужныя и за государственною печатью, и на те указы, куда б оные ни посланы были, рапортовали б без замедления в учиненный срок по Генеральному регламенту, смотря по дальности места, или как в тех указах срок объявлен будет; однакож чтоб такое время было, чтоб возможно то сделать, дабы невозможностию не обвинен кто был напрасно, и чтоб оные рапорты были с изъяснением, дабы мочно ведать, что исполнено и что не может быть исполнено, и, для чего, то описывать именно; а которые против онаго рапортовать не будут, то с таковых имать штрафы за всякой месяц за сроком, а именно: за первой сто рублей, за другой вдвое, за третий втрое, за четвертый вчетверо, за пятый лишением всего и вечною работою на галеры, ежели законных причин не покажет.
15. О делах государственных, которыя тайности подлежат, отнюдь в партикулярных письмах ни к кому не писать, также и словесно ни с кем не говорить и не объявлять; а ежели кто сие учинит, тот штрафован будет.
16. В прочем все им врученныя дела к лучшим государственным интересам исправлять, сколько возможность и сила допустит, дабы ничто упущено не было, так, как честным и добрым людям надлежит и чтоб пред богом и государством могли по присяжной своей должности чистый ответ дать: и для того иметь в Сенате на столе книги с реэстрами, а именно: инструкцию Сенату, указы и регламенты, указы на дела конец имеющия.

     ПСЗ, Т. VII, N 4847.