Проект Конституции РФ, подготовленный рабочей группой под руководством Шахрая С.М.
Конституция Российской Федерации
Проект рабочей группы в составе: Шахрай С.М. (руководитель), Абросимова Е.Б., Азарова Н.П., Бунин И.А., Маслов А.В., Минх Г.В., Орехов Р.Г., Слива А.Я., Тарасов О.А.
Раздел первый. Гражданин (ст.ст. 1 - 40)
Глава 1. Основные принципы (ст.ст. 1 - 4)
Глава 2. Личные права и свободы (ст.ст. 5 - 12)
Глава 3. Социально-экономические права и свободы (ст.ст. 13 - 21)
Глава 4. Политические права и свободы (ст.ст. 22 - 28)
Глава 5. Защита прав и свобод (ст.ст. 29 - 40)
Раздел второй. Государство (ст.ст. 41 - 58)
Глава 6. Основы конституционного строя (ст.ст. 41 - 48)
Глава 7. Государственное устройство (ст.ст. 49 - 53)
Глава 8. Особые формы государственного управления (ст.ст. 54 - 55)
Глава 9. Правовая система (ст.ст. 56 - 58)
Раздел третий. Власть (ст.ст. 59 - 105)
Глава 10. Законодательная власть (ст.ст. 59 - 73)
Глава 11. Исполнительная власть (ст.ст. 74 - 84)
Глава 12. Судебная власть (ст.ст. 85 - 95)
Глава 13. Иные федеральные государственные органы (ст.ст. 96 - 97)
Глава 14. Органы государственной власти республик (ст. 98)
Глава 15. Органы государственной власти краев, (ст. 99)
областей, автономных областей
и автономных округов
Глава 16. Местное самоуправление (ст.ст. 100 - 103)
Глава 17. Символы и столица государства (ст.ст. 104 - 105)
Раздел четвертый. Переходные положения
1. Права и свободы человека принадлежат ему от рождения.
2. Общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, обладают приоритетом над законодательством и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации.
1. Перечень прав и свобод, закрепленных настоящей Конституцией, не является исчерпывающим и не умаляет других прав и свобод человека и гражданина.
2. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты законных прав и интересов других людей в демократическом обществе, конституционного строя, нравственности.
1. Все равны перед законом и судом.
2. Равенство прав и свобод гарантируется государством независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы.
1. Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц.
2. Запрещается использование прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.
Глава 2. Личные права и свободы
1. Каждый имеет право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Государство стремится к полной отмене смертной казни. Смертная казнь впредь до ее отмены может применяться в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления только по приговору суда с участием присяжных.
1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
2. Заключение под стражу и лишение свободы допускаются исключительно на основании судебного решения в порядке, установленном законом.
3. Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
1. Каждый имеет право на неприкосновенность его частной жизни, на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только в соответствии с законом на основании судебного решения.
2. Каждый имеет право на уважение и защиту чести и достоинства.
3. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия по допускаются, за исключением случаев, указанных в законе.
1. Жилище неприкосновенно. Никто не имеет права проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц.
2. Обыск или иные действия, совершаемые с проникновением в жилище, допускаются на основании судебного решения. В случаях, не терпящих отлагательства, возможен иной, установленный законом порядок, предусматривающий обязательную последующую проверку судом законности этих действий.
1. Каждый имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
2. Гражданин Российской Федерации имеет право свободно выезжать за ее пределы и беспрепятственно возвращаться.
3. Ограничение этих прав допускается только на основании закона.
1. Каждый имеет право на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений.
2. Каждый имеет право искать, получать и свободно распространять информацию. Ограничения этого права могут устанавливаться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой или государственной тайны, а также нравственности. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается законом.
1. Каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности. Каждый вправе свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона.
2. Каждый гражданин Российской Федерации, убеждениям которого противоречит несение военной службы, имеет право на ее замену выполнением альтернативных гражданских обязанностей в порядке, установленном законом.
1. Каждый вправе свободно определять свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности.
2. Каждый имеет право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на родном языке.
Глава 3. Социально-экономические права и свободы
1. Каждый имеет право быть собственником, то есть имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другими объектами собственности как индивидуально, так и совместно с другими лицами. Право наследования гарантируется законом.
2. Каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом.
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Жилье малоимущим гражданам Российской Федерации предоставляется бесплатно или на льготных условиях из государственных и муниципальных жилищных фондов.
1. Каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий.
2. Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера.
3. Каждый имеет право на защиту от безработицы.
4. Принудительный труд запрещен.
1. Каждый работник имеет право на отдых.
2. Работающим по найму гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, еженедельные выходные дни, праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, сокращенный рабочий день для ряда профессий и работ.
1. Каждый имеет право на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения. Гарантируется развитие всех форм оказания медицинских услуг, включая бесплатное и платное медицинское обслуживание, а также медицинское страхование; поощряется деятельность, способствующая экологическому благополучию, укреплению здоровья, развитию физической культуры и спорта.
2. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей, преследуется по закону.
1. Каждый имеет право на социальное обеспечение по возрасту, в случаях утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях.
2. Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.
3. Поощряются создание общественных фондов социального обеспечения и благотворительность.
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность образования в пределах государственного образовательного стандарта. Среднее образование обязательно.
Государство обеспечивает защиту материнства и младенчества, права детей, инвалидов, умственно отсталых, а также лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы и нуждающихся в социальной поддержке.
1. Свобода художественного, научного и технического творчества, исследований и преподавания, а также интеллектуальная собственность охраняются законом.
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры.
Глава 4. Политические права и свободы
1. Каждый имеет право на приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации в соответствии с законом Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или выслан за ее пределы.
3. Гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора Российской Федерации.
4. Российская Федерация гарантирует защиту и покровительство своим гражданам, находящимся за ее пределами.
1. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности граждан Российской Федерации с изъятиями, установленными настоящей Конституцией, законами и международными договорами Российской Федерации.
2. Лицо не может быть лишено предоставленного ему на территории Российской Федерации политического убежища иначе как на основании закона.
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей, свободно избираемых на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании.
1. Граждане Российской Федерации имеют равное право доступа без какой-либо дискриминации к любым государственным должностям в соответствии со своими склонностями и профессиональной подготовкой. Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обуславливаются исключительно характером должностных обязанностей.
2. Осуществление государственных полномочий поручается лицам, состоящим на государственной службе и связанным узами публично-правовых отношений службы, если иное прямо не установлено законом.
1. Граждане Российской Федерации вправе собираться мирно без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей.
1. Граждане Российской Федерации имеют право на объединение. Ограничение этого права может быть установлено только решением суда на основании закона.
1. Граждане Российской Федерации имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированные ответы в установленный законом срок.
1. Каждый вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону.
Государственные органы, учреждения и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и деяния государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, повлекшие за собой нарушение закона или превышение полномочий, а также ущемляющие права граждан, могут быть обжалованы в суд.
Права жертв преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает им доступ к правосудию и скорейшую компенсацию причиненного ущерба.
1. Каждый обвиняемый в уголовном преступлении считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором компетентного, независимого и беспристрастного суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
2. Каждый осужденный за уголовное преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящей судебной инстанцией в порядке, установленном законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
3. Никто не должен дважды нести уголовную или иную ответственность за одно и то же правонарушение.
4. Признаются не имеющими юридической силы доказательства, полученные с нарушением закона.
1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность лица, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
2. Закон, предусматривающий наказание граждан или ограничение их прав, вступает в силу только после его официального опубликования.
Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом. Законом могут устанавливаться и иные случаи освобождения от обязанности давать показания.
1. Каждому гарантируется право на пользование квалифицированной юридической помощью. В случаях, установленных законом, эта помощь оказывается бесплатно.
2. Каждое задержанное, заключенное под стражу или обвиняемое в совершении преступления лицо имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц при исполнении служебных обязанностей.
Временное ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается в случае введения чрезвычайного положения на основаниях и в пределах, устанавливаемых федеральным законом.
Парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации возлагается на Парламентского уполномоченного по правам человека.
Осуществление прав и свобод несовместимо с действиями, причиняющими ущерб общественной и государственной безопасности, общественному порядку, здоровью и нравственности населения, правам и свободам других лиц.
Глава 6. Основы конституционного строя
1. Источником всякой власти в Российской Федерации является народ.
2. Государственная власть осуществляется народом Российской Федерации непосредственно путем референдумов и выборов, а также через систему государственных органов.
3. Российской Федерацией гарантируются права территориальных общностей по осуществлению местного самоуправления.
1. Государственное единство Российской Федерации обеспечивается целостностью территории, стабильностью конституционного строя и единством государственной власти.
2. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Территория Российской Федерации целостна и неделима. Территория Российской Федерации не может быть изменена иначе как специальным федеральным законом, принимаемым в соответствии с международным договором. Территории республик, краев, областей, автономных областей и автономных округов изменяются только с согласия населяющих их граждан, выраженного на референдуме.
3. Конституционный строй Российской Федерации основан на принципе приоритета прав и свобод человека и гражданина, принципе демократии, федерализме, республиканской форме правления и народовластии.
4. Конституционный строй республик, законодательство и правовая практика в Российской Федерации должны соответствовать настоящей Конституции.
5. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется федеральными органами, высшими органами государственной власти республик, органами государственной власти краев, областей, автономных областей и автономных округов.
6. Реализация функций государства, решение государственных задач и согласование их с местными интересами осуществляются лишь государственными органами, наделенными соответствующей компетенцией, и в пределах и формах, установленных законом.
1. Все представительные органы в Российской Федерации формируются на основе всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании.
2. Избирательным правом пользуются все достигшие 18 лет граждане Российской Федерации. Не могут избирать и избираться граждане, признанные судом недееспособными. Не избираются граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
1. Государство в лице органов государственной власти не вмешивается в дела гражданина и общества, кроме как в рамках, определенных настоящей Конституцией.
2. Законодатель ограничен основами конституционного строя, естественными и неотъемлемыми правами и свободами человека, обязательствами, принятыми на себя Российской Федерацией по заключенным международным соглашениям. Исполнительная и судебная власти ограничены также и законом.
3. Местное самоуправление ограничено формами и пределами, установленными настоящей Конституцией и законодательством.
4. Государство и местное самоуправление не имеют преимуществ перед другими субъектами, в том числе и гражданами, в отношении прав собственности, в осуществлении предпринимательской и хозяйственной деятельности, кроме случаев, прямо установленных настоящей Конституцией и конституционным законом.
1. Экономической основой конституционного строя является разнообразие форм собственности, в том числе частная собственность на землю. Все формы собственности равны перед законом.
Исключительно в государственной собственности находятся месторождения полезных ископаемых, кроме общераспространенных.
2. Государственная собственность должна служить исключительно интересам всего общества.
Распоряжение и управление государственной собственностью осуществляются органами государственной власти республик, краев, областей, автономных областей и автономных округов. Непосредственно в федеральном ведении могут находиться только железные дороги, авиационный транспорт, автомобильные дороги, атомные станции, предприятия по добыче и переработке радиоактивных металлов, вооружение и вооруженные силы, земельные участки, на которых расположены указанные объекты, а также объекты обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти.
Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти республик, краев, областей, автономных областей и автономных округов могут по соглашению передавать в ведение друг друга отдельные объекты государственной собственности. Передача объектов в этом случае производится на возмездной основе.
3. Государство в лице органов государственной власти не может, кроме случаев, прямо установленных настоящей Конституцией и конституционными законами, вводить ограничения права собственности, в том числе частной собственности на землю, общераспространенные полезные ископаемые, информацию и объекты интеллектуального труда.
1. Только народ может изменить основы конституционного строя Российской Федерации. Народу непосредственно принадлежит исключительное право формирования высшего законодательного органа Российской Федерации. Народ и каждый гражданин Российской Федерации имеют право оказывать сопротивление всякому, кто пытается изменить основы конституционного строя.
2. Полномочия любого органа государственной власти, местного самоуправления или должностного лица, разрушающего своей деятельностью основы конституционного строя, умышленно и грубо нарушающих настоящую Конституцию и законодательство Российской Федерации, могут быть досрочно прекращены в порядке, установленном Конституцией или федеральным законом.
Никакое лицо, социальная группа, организация не могут обладать монополией на власть в Российской Федерации.
1. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основании принципа разделения властей, в соответствии с которым функционируют самостоятельные законодательная, исполнительная и судебная власти.
2. Никогда не могут быть объединены в руках одного лица либо одного органа две или три власти.
3. Никогда законодательная власть не может быть предоставлена одному лицу.
4. Никогда не могут быть предоставлены исполнительной власти чрезвычайные полномочия, кроме случаев, прямо установленных настоящей Конституцией и федеральным законом.
Глава 7. Государственное устройство
1. Государственное устройство Российской Федерации основано на федерализме.
2. Российская Федерация включает непосредственно входящие в ее состав республики, края, области, автономные области, а также автономные округа, входящие в состав краев, областей.
3. Республика, край, область, автономная область, автономный округ состоят из самоуправляющихся территориальных общностей и самостоятельно определяют свое территориальное устройство.
4. Допускается добровольное объединение двух или нескольких территориальных образований. Статус объединенных территориальных единиц определяется законом.
5. Изменение конституционного статуса края, области, автономной области, автономного округа, включая преобразование, объединение, вхождение в состав республики, а также территориального образования, указанного в части четвертой настоящей статьи, осуществляется посредством издания федерального закона на основе волеизъявления избирателей, проживающих на соответствующей территории. Порядок проведения референдума (плебисцита) о статусе территории определяется федеральным законом.
1. Республики самостоятельно осуществляют всю полноту государственной власти на своей территории вне пределов суверенных прав Российской Федерации.
2. Края и области - административно-территориальные образования, самостоятельно осуществляющие функции и полномочия государственной власти, закрепленные за ними настоящей Конституцией и федеральными законами Российской Федерации.
3. Правовой статус автономных областей и автономных округов устанавливается федеральными законами, принимаемыми по представлению каждой автономной области, каждого автономного округа с учетом особенностей их этнического состава, географического положения и иных условий.
1. Территория Российской Федерации включает в себя территории республик, краев и областей, внутренние и территориальные воды Российской Федерации, воздушное пространство над ними.
2. Уточнение линии прохождения государственной границы Российской Федерации и обмен отдельными участками территории между Россией и соседними государствами могут проводиться в порядке, предусмотренном для заключения территориальных международных договоров Российской Федерации, с обязательным учетом мнения граждан.
3. Границы территорий республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов, связанные с изменением линии прохождения государственной границы Российской Федерации, не могут быть изменены без их согласия. Границы между республиками, краями, областями, автономными областями и автономными округами могут быть изменены по взаимному соглашению между ними, подлежащему утверждению Российской Федерацией.
1. К ведению Российской Федерации относятся:
а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б) установление и изменение состава Российской Федерации, границ ее территории, утверждение изменения границ между республиками, краями, областями, автономными областями, автономными округами;
в) утверждение гражданства Российской Федерации; установление и защита основных прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств и малочисленных этнических и конфессиональных общностей;
г) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации; международные договоры; осуществление права на вооруженную борьбу против агрессии, на участие в коллективных мерах по поддержанию международного мира и безопасности;
д) внешнеэкономические отношения Российской Федерации, координация внешнеэкономических связей республик, краев, областей, автономных областей;
с) защита суверенитета и территориальной целостности, государственной безопасности Российской Федерации;
ж) оборона государства, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;
з) определение статуса и защита государственной границы, внутренних и территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
и) установление правовых основ единого всероссийского рынка, определение общероссийской экономической политики, условий экономической деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, политику цен, банковских процентных ставок;
к) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; предоставление субвенций республикам, краям, областям;
л) формирование федеральных энергетической, транспортной систем, системы путей сообщения, информации и связи и управление ими; производство ядерной энергии и расщепляющихся материалов, ядовитых и вредных химических веществ, наркотических средств и определение порядка их использования;
м) владение, пользование и распоряжение объектами федеральной государственной собственности в интересах осуществления полномочий Российской Федерации, определенных настоящей статьей Конституции; законодательство о федеральной собственности;
н) организация федеральных органов государственной власти, определение их компетенции и порядка деятельности; федеральная государственная служба;
о) установление системы судоустройства, федеральных судов и прокуратуры; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; установление основ гражданского, гражданско-процессуального законодательства, административного и административно-процессуального законодательства; принятие кодексов и других актов кодификации указанного законодательства;
п) установление основ трудового, семейного, жилищного, земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране природы, принятие кодексов и других актов кодификации указанного законодательства;
р) координация деятельности республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов в сферах здравоохранения, поддержки семьи, защиты материнства, отцовства и детства; социального обеспечения и социальной защиты; в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; в проведении мер борьбы с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидации их последствий, в обеспечении правопорядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью;
с) федеральное коллизионное законодательство;
т) организация метеорологической службы; метрическая система, исчисление времени, государственные стандарты, эталоны; официальный государственный статистический учет;
у) государственные награды Российской Федерации.
2. Федеральные органы государственной власти могут передавать осуществление федеральных полномочий органам государственной власти республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов, поскольку это не ухудшает исполнение государственных полномочий и не ущемляет права и законные интересы других республик, краев, областей, автономных областей и автономных округов.
1. К совместному ведению Российской Федерации и республик, краев, областей, автономных областей и автономных округов относятся:
а) защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
б) разграничение государственной собственности;
в) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
г) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
д) координация вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
е) проведение мер борьбы с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
ж) установление общих принципов налогообложения и сборов;
з) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
и) установление общих принципов организации местного самоуправления.
2. К совместному ведению Российской Федерации и республик помимо полномочий, указанных в части первой настоящей статьи, относятся:
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик Конституции и законам Российской Федерации;
б) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, земельное, жилищное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
в) судоустройство; адвокатура, нотариат; кадры правоохранительных органов.
3. Полномочия, не отнесенные настоящей статьей к ведению Российской Федерации, относятся к полномочиям республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов, если они не являются полномочиями местного самоуправления.
4. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации по соглашению с органами власти республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и федеральным законам.
Глава 8. Особые формы государственного управления
1. В исключительных случаях на всей территории Российской Федерации либо на части ее территории может вводиться чрезвычайное положение - особый правовой режим временного характера, устанавливаемый в целях обеспечения жизни, здоровья и безопасности населения Российской Федерации, защиты основ конституционного строя Российской Федерации от насильственных посягательств или устранения серьезных препятствий для нормального функционирования государственных институтов Российской Федерации, если невозможно решение этих задач обычными средствами, имеющимися в распоряжении органов государственной власти.
2. В период чрезвычайного положения могут вводиться ограничения прав и свобод граждан. Не подлежат ограничению права и свободы, закрепленные в части 4 статьи 5, части 3 статьи 6, части 1 статьи 7, статье 11, части 2 статьи 12, статье 22 настоящей Конституции.
3. Порядок введения и режим чрезвычайного положения устанавливаются федеральным законом.
1. При наличии вооруженного нападения, реальной возможности такого нападения или необходимости выполнения международных договоров о совместной обороне от агрессии, а также иных внешних воздействий, серьезно угрожающих суверенитету Российской Федерации, целостности ее территории, конституционному строю Российской Федерации, общественной безопасности и интересам населения, может быть объявлено состояние войны.
2. Порядок объявления состояния войны, а также объем и пределы ограничения компетенции органов государственной власти, прав и свобод граждан устанавливаются федеральным законом.
1. Государство и его органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, общественные объединения, должностные лица и граждане связаны правом и конституционным строем, действуют в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством.
2. Конституция Российской Федерации - основной закон Российской Федерации, обладающий высшей юридической силой. Нормы Конституции имеют прямое действие и подлежат применению на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, противоречащие Конституции Российской Федерации, недействительны.
3. Все законы должны быть опубликованы. Неопубликованные законы применению не подлежат. Иные правовые акты не могут применяться, если они затрагивают права, свободы и обязанности граждан и не опубликованы официально для всеобщего сведения.
4. Коли международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые установлены законом, то применяются правила этого международного договора.
1. Законодательство в Российской Федерации состоит из федеральных законов, в том числе конституционных, законов республик, правовых актов, принимаемых представительными органами краев, областей, автономных областей и автономных округов.
2. Отношения в сферах, отнесенных Конституцией Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти, регулируются федеральными законами.
3. В сферах совместной компетенции представительные органы республик имеют законодательные полномочия, а представительные органы краев, областей, автономных областей и автономных округов - нормотворческие полномочия тогда и постольку, поскольку отношения в этих сферах не урегулированы федеральным законом.
4. В сферах совместной компетенции федеральные законы могут быть приняты только в случаях, если:
а) какой-либо вопрос не может быть эффективно урегулирован законами республики, правовыми актами края, области, автономной области и автономного округа;
б) урегулирование какого-либо вопроса законами республики либо правовыми актами края, области, автономной области и автономного округа может нарушить интересы других республик, краев, областей, автономных областей и автономных округов;
в) этого требует сохранение правового и экономического единства, территориальной целостности Российской Федерации.
1. Система подзаконных актов Российской Федерации состоит из правовых актов, принимаемых исполнительными органами государственной власти Российской Федерации, республик, краев, областей, автономных областей и автономных округов.
2. Подзаконное регулирование по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, осуществляется указами Президента Российской Федерации, решениями государственного секретаря и государственных министров.
3. По вопросам, входящим в совместную компетенцию, исполнительные органы государственной власти республик, краев, областей, автономных областей и автономных округов принимают подзаконные акты, обязательные для государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан на соответствующей территории.
Глава 10. Законодательная власть
1. Парламент Российской Федерации является единственным федеральным законодательным органом.
2. Парламент состоит из Федерального Собрания и Народного Собрания.
3. Федеральное Собрание - верхняя палата - формируется республиками, краями, областями, автономными областями и автономными округами самостоятельно. Делегация от республик, края, области, автономной области и автономного округа не может состоять более чем из 2 человек. Каждая делегация при голосовании обладает одним решающим голосом.
Полномочия делегатов Федерального Собрания длятся 3 года.
4. Народное Собрание - нижняя палата - состоит из 400 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок избрания депутатов Народного Собрания устанавливается федеральным конституционным законом.
Полномочия депутатов Народного Собрания длятся 4 года, причем каждые 2 года состав палаты обновляется наполовину.
1. Федеральное собрание:
а) назначает федеральный референдум;
б) утверждает изменения границ между республиками, краями, областями, автономными областями и автономными округами;
в) утверждает образование новых республик, краев, областей, автономных областей и автономных округов, а также изменение их конституционно-правового статуса;
г) решает вопросы войны и мира;
д) дает Президенту заключения о кандидатурах на должность государственного секретаря и государственных министров;
е) дает согласие Президенту на назначение высшего командования Вооруженных Сил;
ж) отстраняет от должности государственного секретаря и государственных министров в порядке, установленном настоящей Конституцией;
з) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией.
2. Народное собрание:
а) осуществляет законодательное регулирование по вопросам, отнесенным к федеральной компетенции;
б) устанавливает федеральные налоги и сборы;
в) осуществляет контроль за денежной эмиссией;
г) учреждает федеральные фонды регионального развития; принимает решения о федеральных займах и экономической помощи;
д) утверждает производимые Президентом назначения Председателя Банка России, Председателя Федеральной статистической палаты;
е) утверждает по представлению Президента назначение судей Конституционного Суда и Верховного Суда;
ж) дает согласие на назначение Президентом иных федеральных судей;
з) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией.
3. Палаты совместно:
а) принимают федеральный бюджет, вносят в него изменения;
б) ратифицируют и денонсируют международные договоры Российской Федерации. Ратификации подлежат международные договоры по территориальным, общеэкономическим, финансовым, военным вопросам; договоры об историческом и культурном наследии народов России; договоры, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина; договоры об участии России в международных организациях и иных объединениях, а также в системах коллективной безопасности; договоры, исполнение которых требует изменения федеральных законов; иные договоры, прямо предусматривающие процедуру ратификации;
в) вносят в Верховный Суд Российской Федерации представление о лишении мандата делегатов Федерального Собрания и депутатов Народного Собрания, об отстранении от должности Президента Российской Федерации и Вице-президента Российской Федерации в случае грубого нарушения ими Конституции Российской Федерации или совершения тяжкого государственного преступления. Решение по данному вопросу принимается двумя третями от общего состава каждой из палат;
г) избирают Парламентского уполномоченного по правам человека;
д) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией.
1. Членом Парламента - делегатом Федерального Собрания или депутатом Народного Собрания - может стать гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом.
2. Член Парламента не может быть одновременно делегатом и депутатом, а также депутатом правительственного органа республики, края, области, автономной области, автономного округа, а также членом органа местного самоуправления.
3. Член Парламента не может занимать любые должности в системе исполнительной власти. Член Парламента не может занимать любые должности в системе судебной власти.
4. Член Парламента не может также заниматься предпринимательской деятельностью, входить в состав руководящих органов коммерческих и иных предприятий, а также выполнять любую оплачиваемую работу.
5. Член Парламента получает вознаграждение за исполнение своих обязанностей и возмещение связанных с ними расходов.
1. Член Парламента не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, личному досмотру, допросу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, а также привлечен к уголовной ответственности за высказанное мнение либо за участие в голосовании при исполнении им своих обязанностей.
2. Член Парламента не может быть подвергнут преследованию либо аресту за уголовные преступления либо административные проступки, не связанные с исполнением им своих обязанностей, без согласия соответствующей палаты, за исключением случаев, когда он застигнут на месте преступления, а в промежутках между сессиями - без согласия президиума палаты.
3. Иные гарантии деятельности члена Парламента устанавливаются законом.
1. Право голосования членом Парламента осуществляется лично.
2. При голосовании член Парламента свободен от каких-либо указаний, наказов и других влияний и должен руководствоваться лишь общими началами конституционного устройства Российской Федерации и личной позицией.
1. Парламент Российской Федерации осуществляет свою деятельность в форме сессий.
2. Осенняя сессия Парламента открывается в первый вторник октября и продолжается до третьего вторника декабря. Весенняя сессия открывается во второй вторник февраля и продолжается до третьего вторника мая.
1. Внеочередная сессия Парламента собирается по требованию: одной пятой части членов любой из палат; Президента Российской Федерации, а также по совместному решению президиумов палат.
Дата открытия внеочередной сессии устанавливается совместным решением президиумов в течение трех дней со дня поступления требования. Сессия должна быть открыта не позднее десяти дней после поступления требования.
2. Чрезвычайная сессия собирается по праву в случае:
а) объявления Президентом чрезвычайного положения на всей или на части территории Российской Федерации;
б) наступления событий, явно и недвусмысленно угрожающих началам конституционного строя Российской Федерации.
Чрезвычайная сессия является открытой с момента появления кворума в каждой из палат.
Сессия Парламента Российской Федерации объявляется закрытой по совместному решению обеих палат. Иной порядок прекращения работы сессии исключается.
1. Палаты Парламента Российской Федерации заседают раздельно.
2. Совместные заседания палат допускаются только при рассмотрении вопросов о посланиях Президента, посланиях Конституционного Суда, посланиях Верховного Суда, об утверждении федерального бюджета, а также о выборах Парламентского уполномоченного по правам человека.
3. В заседаниях палат не могут принимать участие Президент, государственный секретарь, государственные министры и федеральные судьи.
4. Для ведения заседаний и организации работы Народное Собрание избирает свой Президиум, его Председателя, принимает регламент.
5. На заседаниях Федерального Собрания председательствует Вице-президент Российской Федерации. В случае его отсутствия ведение заседания поручается секретарю Федерального Собрания. Секретарь и два его заместителя, избираемые Федеральным Собранием, образуют Президиум палаты.
Вице-президент имеет в Федеральном Собрании решающий голос.
6. Заседания палат являются открытыми. В случаях, прямо предусмотренных регламентом, палаты вправе проводить закрытые заседания.
1. Каждая из палат Парламента Российской Федерации создает комитеты, которые осуществляют подготовку проектов федеральных законов и иных актов, проводят парламентские слушания и расследования.
2. Каждая из палат и палаты совместно вправе создавать следственные комиссии.
3. Комитеты и комиссии вправе требовать от любого органа или должностного лица предоставления всех необходимых документов и материалов. Невыполнение требований влечет наступление предусмотренной законом ответственности.
4. Заседания комитетов и комиссий являются открытыми. В случаях, прямо предусмотренных регламентом, комитет (комиссия) вправе проводить закрытые заседания.
1. Парламентский уполномоченный по правам человека является гарантом прав и свобод граждан Российской Федерации, закрепленных в настоящей Конституции.
2. Парламентский уполномоченный осуществляет высший контроль в области прав и свобод граждан в формах рассмотрения жалоб и ходатайств граждан на нарушения их конституционных прав и свобод и обращения к компетентным государственным и общественным органам.
3. Парламентский уполномоченный избирается на совместном заседании палат Парламента Российской Федерации по совместному представлению Президента и Председателя Верховного Суда. Он осуществляет свои полномочия в течение 15 лет и не может быть вновь избран на этот пост.
4. Статус Парламентского уполномоченного по правам человека, его Службы, а также порядок их деятельности определяются федеральным законом.
1. Парламент Российской Федерации принимает законы и постановления.
2. Путем издания законов создаются нормы права. Постановления издаются по организационным вопросам.
1. Право законодательной инициативы принадлежит членам Парламента Российской Федерации, палатам Парламента Российской Федерации, комитетам палат, Президенту Российской Федерации, Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Парламентскому уполномоченному по правам человека, законодательным органам республик, представительным органам государственной власти краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также совместно не менее чем 100 тысячам граждан, обладающих активным избирательным правом.
2. Законопроекты вносятся в Народное Собрание.
1. Для принятия закона или постановления Народным Собранием необходимо, чтобы за него проголосовало при наличии кворума более половины от общего числа голосующих депутатов.
2. Для принятия конституционного закона необходимо, чтобы за него проголосовало более двух третей от общего числа депутатов.
3. Для принятия закона об изменении Конституции необходимо, чтобы за него проголосовало более двух третей от общего числа депутатов.
4. Принятый Народным Собранием закон направляется в Федеральное Собрание. Если по истечении десяти дней с момента поступления в Федеральное Собрание последнее не выскажет своего мнения, закон считается принятым Парламентом Российской Федерации.
Если Федеральное собрание отвергнет закон путем принятия соответствующего постановления, палаты в течение пяти дней создают согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. В случае недостижения согласия Народное Собрание вновь рассматривает данный законопроект, но не ранее чем через десять дней. Если при повторном голосовании законопроект будет одобрен при наличии кворума двумя третями от общего числа голосующих депутатов, закон считается принятым.
5. Принятый закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и опубликования. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления в Администрацию Президента отвергнет закон или отдельную его часть, Народное Собрание вновь рассматривает данный акт, но не ранее чем через десять дней. Если при повторном голосовании акт будет одобрен при наличии кворума двумя третями голосующих депутатов, закон считается принятым, подписывается Председателем Народного Собрания и вступает в силу в установленном порядке. Если Президент Российской Федерации по истечении четырнадцати дней с момента поступления закона в Администрацию Президента не выскажет своего мнения, закон подписывается Председателем Народного Собрания и вступает в силу в установленном порядке.
1. Законы Российской Федерации и постановления Парламента и его палат публикуются в течение семи дней со дня подписания в "Собрании уложений Российской Федерации" и включаются в Свод законов Российской Федерации.
2. Законы вступают в силу с момента их опубликования, если при принятии акта не предусмотрен иной порядок.
Глава 11. Исполнительная власть
1. Исполнительную власть в Российской Федерации возглавляет Президент Российской Федерации.
2. Президент избирается гражданами Российской Федерации всеобщими равными и прямыми выборами при тайном голосовании сроком на шесть лет.
3. Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом, не имеющий иностранного гражданства (подданства) и проживавший на территории Российской Федерации не менее пяти лет непосредственно перед выдвижением.
4. Никто не может быть избран на должность Президента более двух раз подряд.
5. Порядок выборов Президента определяется федеральным законом.
Президент не может быть одновременно членом какого-либо представительного органа. Президент не может одновременно занимать какую-либо судебную должность. Президент не может также заниматься предпринимательской деятельностью, входить в состав руководящих органов коммерческих и иных предприятий, а также выполнять любую оплачиваемую работу. Президент не может состоять в какой-либо партии.
1. Президент вступает в должность с момента принесения присяги.
2. Текст присяги:
"Клянусь своей честью и совестью верно служить Российской Федерации, соблюдая ее Конституцию и законы, защищая ее суверенитет, уважая и охраняя права и свободы ее граждан, права народов, добросовестно исполнять возложенные на меня народом России обязанности".
1. Президент неприкосновенен.
2. Президент не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, личному досмотру, допросу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, а также привлечен к уголовной ответственности.
Президент Российской Федерации:
а) возглавляет систему исполнительной власти Российской Федерации и руководит ее деятельностью;
б) назначает с учетом заключения Федерального Собрания Государственного министра по экономике; Государственного министра по финансам; Государственного министра по обороне; Государственного министра по безопасности; Государственного министра по внутренним делам; Государственного министра по иностранным делам; Государственного министра по труду и занятости населения; Государственного министра по сельскому хозяйству; Государственного министра по экологии; Государственного министра по транспорту; Государственного министра по связи и информатике;Государственного министра по вопросам юстиции; Государственного секретаря; Директора Службы внешней разведки; освобождает их от должности;
в) назначает Генерального прокурора, учреждает федеральные ведомства, назначает и освобождает от должности их руководителей;
г) назначает и освобождает от должности главу Администрации Президента и иных должностных лиц Администрации;
д) назначает выборы в Народное Собрание и дату начала работы Федерального Собрания нового созыва;
е) назначает референдум после консультаций с председателями палат Парламента Российской Федерации, по требованию Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, а также по требованию не менее одного миллиона граждан Российской Федерации;
ж) направляет ежегодные послания Парламенту об осуществлении внутренней и внешней политики России;
з) представляет ежегодно проект федерального бюджета и отчет о его исполнении;
и) осуществляет право законодательной инициативы;
к) подписывает и публикует федеральные законы в соответствии с процедурой, предусмотренной статьей 72 настоящей Конституции;
л) руководит осуществлением внешней политики; ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации, в случаях, предусмотренных Конституцией, представляет их на ратификацию Парламенту; назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации; присваивает дипломатические ранги; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей;
м) руководит обеспечением безопасности Российской Федерации;
н) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации; присваивает высшие воинские звания; руководит выработкой и осуществлением оборонной политики;
о) назначает с согласия Парламента Российской Федерации и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
и) объявляет в необходимых случаях чрезвычайное положение на всей или на части территории страны; объявляет состояние войны в случае вооруженного нападения на Россию или необходимости выполнения международных договоров о совместной обороне от агрессии;
р) решает вопросы гражданства и предоставления убежища;
с) осуществляет помилование граждан, осужденных судами;
т) награждает федеральными государственными наградами;
у) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и федеральными законами.
1. Президент Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации и федеральных законов издает указы, имеющие подзаконный характер и обязательные к исполнению на всей территории Российской Федерации.
2. По вопросам организации работы Администрации Президента Российской Федерации Президент издает распоряжения.
1. Полномочия Президента прекращаются в случае:
а) истечения срока полномочий;
б) отставки Президента;
в) стойкой нетрудоспособности, делающей невозможным осуществление им своих полномочий;
г) отстранения от должности;
д) смерти.
2. Полномочия Президента в случае истечения срока прекращаются в момент принесения присяги вновь избранным Президентом.
3. Президент вправе в любое время подать в отставку. Полномочия Президента прекращаются с момента объявления им о своей отставке Парламенту Российской Федерации.
4. Стойкая нетрудоспособность Президента определяется утвержденным на заседании Народного Собрания заключением специальной медицинской комиссии, создаваемой на паритетных началах Федеральным Собранием и Верховным Судом.
5. Президент может быть отстранен от должности в соответствии с порядком, предусмотренным настоящей Конституцией.
6. В случаях, предусмотренных пунктами "б"-"д" части первой настоящей статьи, Президентом становится Вице-президент.
1. Вице-президент избирается одновременно с Президентом.
2. Вице-президент избирается гражданами Российской Федерации всеобщими равными и прямыми выборами при тайном голосовании сроком на шесть лет.
3. Вице-президент Российской Федерации вступает в должность одновременно с Президентом Российской Федерации.
На Вице-президента Российской Федерации распространяются ограничения и гарантии, предусмотренные частями 2-5 ст. 74, а также ст. 75 и 77 настоящей Конституции.
4. Вице-президент осуществляет отдельные полномочия Президента по его поручению.
5. Вице-президент замещает Президента в случае его временного отсутствия или временной невозможности исполнения Президентом своих полномочий.
6. Вице-президент замещает пост Президента по должности в случаях, предусмотренных частью шестой ст. 80 настоящей Конституции.
7. Полномочия Вице-президента прекращаются в случаях и в порядке, предусмотренных для прекращения полномочий Президента.
В случае досрочного прекращения полномочий Вице-президента по основаниям, предусмотренным пунктами "б"-"д" части первой ст. 80 настоящей Конституции, новый Вице-президент назначается Президентом и утверждается Федеральным Собранием.
Кроме того, полномочия Вице-президента в случае систематического неисполнения им своих обязанностей могут быть досрочно прекращены Верховным Судом Российской Федерации по ходатайству Президента.
8. При одновременной невозможности исполнения Президентом и Вице-президентом своих полномочий в случаях, предусмотренных пунктами "б"-"д" части первой ст. 80 настоящей Конституции, временное исполнение этих полномочий переходит к Председателю Народного Собрания.
1. Государственные министры обеспечивают осуществление функций государственного управления во вверенных им сферах и отраслях.
2. Государственный министр руководит работой соответствующего министерства.
3. Кандидатуры государственного секретаря и государственных министров представляются Президентом Российской Федерации Федеральному Собранию. Федеральное Собрание рассматривает представленные кандидатуры в десятидневный срок.
В случае отрицательного заключения Федерального Собрания Президент представляет новую кандидатуру либо производит назначение указанных должностных лиц на срок до одного года.
4. Федеральное Собрание вправе отстранить от должности государственного секретаря или государственного министра. Решение об отстранении от должности указанных должностных лиц принимается двумя третями от общего числа голосующих делегаций при наличии кворума. В случае отстранения Федеральным Собранием государственного секретаря или государственного министра от должности Президент производит новое назначение в установленном Конституцией порядке.
1. В целях обеспечения деятельности Президента учреждается Администрация Президента.
2. Администрация осуществляет организационно-технические и консультативные функции. Администрация Президента не имеет права принимать решения общеобязательного характера.
3. Положение об Администрации и ее структура определяются Президентом.
1. Полномочия федеральной исполнительной власти на местах осуществляют должностные лица и федеральные территориальные органы.
2. Федеральные должностные лица и федеральные территориальные органы не вправе вмешиваться в полномочия республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов, а также органов местного самоуправления.
1. Судебная власть вверяется судьям. Она осуществляется Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, федеральными окружными и местными судами, учреждаемыми конституционным законом, а также мировыми судьями.
2. Учреждение и деятельность чрезвычайных судов на территории Российской Федерации не допускаются.
3. Статус федеральных судей определяется федеральным конституционным законом. Судья не может быть одновременно членом какого-либо представительного органа, не может занимать какие-либо должности в системе исполнительной власти. Судья не может также заниматься предпринимательской деятельностью, входить в состав руководящих органов коммерческих и иных предприятий, а также выполнять любую оплачиваемую работу. Судья не может состоять в какой-либо партии.
4. Судья Конституционного Суда, судья Верховного Суда, а равно иной федеральный судья получает вознаграждение за исполнение своих обязанностей, которое не может быть уменьшено в течение срока полномочий, и возмещение расходов, связанных с выполнением обязанностей.
1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Президентом с последующим утверждением Народным Собранием.
2. Иные федеральные судьи назначаются Президентом с согласия Народного Собрания по представлению Председателя Верховного Суда.
3. Федеральным судьей может быть назначен гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование и проработавший не менее 10 лет в должности судьи либо имеющий ученую степень в области права.
1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону.
2. Судьи не вправе применять закон, противоречащий Конституции. Если суд усмотрит, что закон, который подлежит применению, противоречит Конституции, суд разрешает дело в соответствии с Конституцией и обращается к Конституционному Суду с представлением о признании этого закона неконституционным.
1. Судьи несменяемы.
2. Судьи Конституционного Суда и Верховного Суда, а равно иные федеральные судьи, однажды назначенные на должности, сохраняют их пожизненно (до достижения пенсионного возраста), однако до тех пор, пока их поведение является безупречным.
1. Судьи неприкосновенны.
2. Судьи Конституционного Суда и Верховного Суда, а равно иные федеральные судьи не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, личному досмотру, допросу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, а также привлечены к уголовной ответственности иначе как с согласия Верховного Суда.
1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к компетенции которых отнесено данное дело.
2. Обвиняемый в совершении преступлений, за которые в качестве меры наказания предусмотрена смертная казнь или лишение свободы на срок свыше 10 лет, имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных.
3. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом. Заочное разбирательство уголовных дел в судах первой инстанции не допускается.
4. Рассмотрение дел осуществляется на основе состязательности. Стороны в процессе обладают равными правами.
1. Верховный Суд - высший орган судебной власти.
2. Верховный Суд осуществляет правосудие в соответствии с компетенцией, установленной законом, а также надзор за судебной деятельностью судов страны.
3. Верховному Суду принадлежит исключительное право отстранения от должности федеральных судей в случае грубого нарушения ими настоящей Конституции либо совершения тяжкого государственного преступления по инициативе Парламента, Президента либо Председателя Верховного Суда. В дальнейшем это не исключает производства расследования, предъявления обвинения либо предания суду данных лиц в соответствии с законом.
При рассмотрении дела об отстранении от должности федерального судьи председательствует Президент, если вопрос возбужден Парламентом, и Председатель Народного Собрания, если вопрос возбужден Президентом.
4. Верховному Суду принадлежит исключительное право роспуска Народного Собрания. Такое решение может быть принято Верховным Судом только в том случае, если вследствие отсутствия кворума на заседаниях в течение не менее чем половины срока сессии Народное Собрание не может осуществлять свои функции, либо приняло решение об изменении конституционных основ.
1. Конституционный Суд в процессе осуществления правосудия рассматривает вопросы о соответствии настоящей Конституции законов и постановлений Парламента, указов Президента, актов иных федеральных органов, конституций и иных правовых актов республик, правовых актов краев, областей, автономных областей и автономных округов, внутрифедеральных и международных договоров; решает дела о конституционности актов политических партий и иных общественных объединений; рассматривает дела о конституционности правоприменительной практики.
2. Конституционному Суду принадлежит исключительное право лишения депутатского или делегатского мандата членов Парламента, отстранения от должности Президента, Вице-президента и иных высших федеральных должностных лиц системы исполнительной власти, а также судей Конституционного Суда в случае грубого нарушения ими настоящей Конституции либо совершения тяжкого государственного преступления по инициативе одной из палат Парламента, Президента либо Председателя Верховного Суда. В дальнейшем это не исключает производства расследования, предъявления обвинения либо предания суду данных лиц в соответствии с законом.
3. Конституционный Суд разрешает также споры о разграничении компетенции между федеральными государственными органами, между федеральными государственными органами и государственными органами субъектов федерации, между государственными органами республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов.
1. Статус, компетенция, порядок образования федеральных окружных судов определяются федеральным законом.
2. Судебные округа устанавливаются федеральным законом. Их границы не могут совпадать с территориальным делением страны.
1. Статус, компетенция, порядок образования местных судов определяются федеральным законом.
2. Судебные округа местных судов устанавливаются федеральным законом. Их границы могут не совпадать с административным делением.
Статус, компетенция, порядок избрания и утверждения мировых судей определяются федеральным законом.
Глава 13. Иные федеральные государственные органы
1. К федеральным государственным органам относятся Банк России, действующий на принципах федеральной резервной системы, и Федеральная статистическая палата.
2. Банк России и Федеральная статистическая палата самостоятельны и не входят в системы законодательной, исполнительной или судебной власти. Их полномочия, порядок формирования и деятельности устанавливаются федеральным конституционным законом.
1. Надзор за соблюдением всеми государственными органами и должностными лицами Конституции, законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации осуществляется Прокуратурой Российской Федерации.
2. Прокуратура возглавляется Генеральным прокурором Российской Федерации, который назначается Президентом Российской Федерации с согласия Федерального Собрания. Полномочия, организация и порядок деятельности Прокуратуры Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
Глава 14. Органы государственной власти республик
1. Органы государственной власти республик самостоятельно осуществляют государственную власть на территории республик в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Порядок формирования и деятельности органов государственной власти республик устанавливается республиками самостоятельно.
Глава 15. Органы государственной власти краев, областей,
автономных областей и автономных округов
1. Нормотворческие полномочия в краях, областях, автономных областях и автономных округах осуществляются представительными органами, избираемыми сроком на 4 года в соответствии с федеральным законом, гражданами, проживающими в соответствующих краях, областях, автономных областях, автономных округах.
Представительные органы краев, областей, автономных областей и автономных округов самостоятельно принимают решения в соответствии с настоящей Конституцией и конституционными законами.
2. Исполнительную власть в краях, областях, автономных областях и автономных округах осуществляют главы администраций, входящие в систему исполнительной власти и подчиненные Президенту Российской Федерации.
Глава 16. Местное самоуправление
В границах территориальных единиц республик, краев, областей, автономных областей и автономных округов организуется местное самоуправление. Изменение территориальных пределов местного самоуправления возможно только с согласия населения соответствующих территориальных общностей, определяемого путем референдума.
Основой для организации местного самоуправления является наличие специфических, обособленных интересов территории, ее населения, позволяющее сообща решать проблемы территориальных общностей.
Местное самоуправление отделено от государственной власти и осуществляет свою деятельность независимо и самостоятельно.
Полномочия, предоставляемые территориальным общностям, должны быть достаточны для самостоятельного решения вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления.
Полномочия местного самоуправления, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, должны быть соразмерны финансовым и материальным возможностям территориальных общностей.
Территориальные общности самостоятельно распоряжаются собственными ресурсами при осуществлении своих прав и обязанностей.
Органы государственной власти не могут ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Органы местного самоуправления вправе делегировать отдельные свои полномочия первичным территориальным коллективам общественного самоуправления.
Местное самоуправление осуществляется населением через различные формы прямой демократии (референдумы, собрания), через органы первичных территориальных коллективов общественного самоуправления, а также представительными исполнительными органами и мировыми судьями.
Порядок формирования и компетенция органов местного самоуправления определяются федеральным законом.
В территориальных единицах, население которых обладает национальными (этническими), религиозными, культурными и иными особенностями, могут образовываться органы местного самоуправления, соответствующие местным традициям и обычаям.
Территориальные общности самостоятельно утверждают местный бюджет, местные налоги и сборы, управляют муниципальной собственностью, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают любые вопросы местного значения, не исключенные из их компетенции или не переданные органу государственной власти.
Акты органов местного самоуправления не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Действие актов органов местного самоуправления, нарушающих федеральный правовой акт, отменяется или приостанавливается решением соответствующего органа государственной власти.
Территориальные общности имеют право судебной защиты в случае принятия актов, ограничивающих полномочия местного самоуправления.
Глава 17. Символы и столица государства
Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации и Государственный гимн Российской Федерации утверждаются конституционными законами.
Столицей Российской Федерации является город Москва.
Раздел четвертый
Переходные положения
В течение одного года после вступления в силу настоящей Конституции должен быть принят федеральный закон, регулирующий переход к реализации права на свободный выбор места жительства. Переходный период, если таковой будет установлен указанным законом, не может превышать 10 лет.
1. В документы, удостоверяющие личность гражданина, свидетельства, удостоверяющие акты гражданского состояния, и иные документы, выдаваемые от имени государства его компетентными органами и должностными лицами, не включаются сведения о национальной принадлежности как не относящиеся к правовому статусу гражданина.
2. В документы, требуемые при приеме на работу, на государственную службу, при поступлении в учебные заведения и в иных аналогичных случаях, не включаются вопросы о национальной принадлежности, членстве в общественных объединениях, пребывании за границей и иных обстоятельствах, не имеющих самостоятельного юридического значения.
1. Республики в составе Российской Федерации, имеющие таковой статус по Конституции (Основному Закону) РСФСР 1978 года, приобретают конституционно-правовой статус республик по настоящей Конституции с момента вступления ее в силу.
2. Края, области, имеющие такой статус по Конституции (Основному Закону) РСФСР 1978 года, приобретают конституционно-правовой статус края, области по настоящей Конституции с момента вступления ее в силу.
3. Автономные области, имеющие таковой статус по Конституции (Основному Закону) РСФСР 1978 года, приобретают конституционно-правовой статус автономных областей по настоящей Конституции с момента вступления ее в силу.
4. Автономные округа, имеющие таковой статус по Конституции (Основному Закону) РСФСР 1978 года, приобретают конституционно-правовой статус автономных округов по настоящей Конституции с момента вступления ее в силу.
Федеральное Собрание формируется из числа народных депутатов Российской Федерации, избранных от национально-территориальных избирательных округов, не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу настоящей Конституции.
1. Народное собрание формируется из числа народных депутатов Российской Федерации, избранных от территориальных избирательных округов, не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу настоящей Конституции. Порядок формирования Народного Собрания первого созыва определяется Съездом народных депутатов Российской Федерации или Верховным Советом не позднее 1 месяца с момента вступления в силу настоящей Конституции.
2. Если Съезд народных депутатов Российской Федерации в установленный в части 1 настоящей статьи срок не примет решения о порядке формирования Народного Собрания первого созыва, полномочия Съезда прекращаются и Президент Российской Федерации назначает новые выборы по избирательному закону, принятому, в порядке исключения, Федеральным Собранием. Указанный закон должен быть принят не позднее 4 месяцев с момента вступления в силу настоящей Конституции.
3. Если Федеральное Собрание в установленный в части 2 настоящей статьи срок не примет избирательный закон, его полномочия прекращаются, и Президент Российской Федерации назначает выборы в Народное Собрание по избирательному закону, утвержденному, в порядке исключения, Указом Президента по согласованию с Верховным Судом.
4. По истечении двух лет работы Народного Собрания, сформированного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, его состав обновляется наполовину в соответствии с правилами, предусмотренными частью 4 статьи 57 настоящей Конституции.
5. По истечении четырех лет работы Народного Собрания, сформированного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, производятся перевыборы другой половины его депутатов в соответствии с правилами, предусмотренными частью 4 статьи 57 настоящей Конституции.
На народных депутатов Российской Федерации распространяются на срок до 31 марта 1995 года все гарантии депутатской деятельности, предусмотренные настоящей Конституцией для членов Парламента.
Со дня вступления в силу настоящей Конституции Президент Российской Федерации приобретает конституционно-правовой статус Президента, закрепленный настоящей Конституцией. Он сохраняет свою должность до окончания срока, на который был избран.
1. Со дня вступления в силу настоящей Конституции Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации приобретают конституционно-правовой статус соответственно Конституционного Суда и Верховного Суда, закрепленный настоящей Конституцией.
2. Со дня вступления в силу настоящей Конституции судьи Высшего арбитражного суда Российской Федерации становятся членами Верховного Суда Российской Федерации.
3. Судьи всех судов Российской Федерации, находящиеся в должности в день вступления в силу настоящей Конституции, сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны.
В течение одного года с момента вступления в силу настоящей Конституции Парламентом должен быть принят закон о местном самоуправлении.
(Приводится по тексту, опубликованному в газете "Федерация", 1992. N 16).