Санкт-Петербургского государственного университета
Конституционное (государственное) право:
Программа учебного курса
Санкт-Петербургский государственный университет.
Юридический факультет.
Освоение курса национального конституционного (государственного) права отличается от изучения уже пройденных вводных дисциплин общего характера. В учебной программе СПбГУ это первая отраслевая дисциплина. Она знакомит Вас с одной из действующих в стране отраслей права. Причем эта отрасль занимает особое место в системе отечественного права. Ее положения имеют определяющий характер, служат своеобразным правовым "ключом" к пониманию и развитию всех иных отраслей российской национальной правовой системы. В программу юридического факультета СПбГУ пока не входит чтение отдельного курса "Общее конституционное право". В связи с этим и возникает необходимость о вводной части курса "Конституционное право России" ознакомить студентов с основными понятиями и категориями современного конституционализма, предпосылками становления и закономерностями развития конституционного строя в государственно-правовой цивилизации, осмысления сущности функций и социальной ценности Конституции и лишь на этой основе постижения особенностей развития конституционных норм и отношений в России, действующих институтов отечественного конституционного права, проблем, возникающих в процессе осуществляемой в России конституционной реформы. Для успешного освоения материала и качественной подготовки к экзаменам потребуется не только посещение лекций по данному предмету, ознакомления с учебной и научной литературой, но и проработка исторически известных и действующих нормативных актов, их конспектирование и анализ. К таким актам прежде всего относится Конституция РФ 1993 г., Конституционные федеральные законы РФ, федеральные законы РФ, решения Конституционного Суда РФ, конституции и уставы субъектов Российской Федерации и другие нормативные документы. Семинарские занятия по конституционному праву России имеют целью помочь студенту преодолеть усложнение материала, по характеру и объему возникающее при переходе от общих дисциплин к охватывающим действующее право. Совместная работа группы студентов под руководством преподавателя специалиста обеспечивает повторение уже знакомого материала, обогащение дополнительной информацией, прививает навыки анализа нормативных актов на базе уже приобретенных знаний, позволяет находить ответы на возникающие вопросы, выявлять пробелы в конституционном регулировании, осуществлять совместно моделирование возможных решений обсуждаемых проблем, в том числе конструирование проектов законов, в которых нуждается конституционное право нашей страны. В рамках такой формы работы возможна и организация деловых игр с воспроизведением официальных конституционно-правовых процедур. Обмен мнениями на семинарском занятии должен способствовать приобретению навыков, необходимых будущему юристу - умения оперировать правовой информацией, в том числе конституционно-правовыми понятиями и категориями, использовать уже приобретенные знания при ответе на вопросы, поставленные преподавателем и анализе рассматриваемых нормативных актов, выступать перед аудиторией, вести деловую и научную дискуссию, вырабатывать и формулировать свою точку зрения по обсуждаемым проблемам и аргументировать свое мнение. Возможно заслушивание и обсуждение на семинарах студенческих сообщений и докладов по отдельным вопросам по рекомендации преподавателя (например, о правовом статусе общественных объединений, религиозных объединений, малочисленных народов и др.) В пособии представлен ряд тем, которые разбиты на вопросы, имеющие разный характер и объем. Планы к темам помогут Вам найти определенную внутреннюю логику в изучении каждого конкретного конституционного института, построении общей модели его восприятия.
Не все темы курса вынесены на семинарские занятия (например, отсутствуют темы: "Исполнительная власть в РФ", "Местное само-управление в РФ", "Изменение и поправки Конституции РФ"), и это не случайно: объем часов, выделенный на практические занятия ограничен. Поэтому некоторые вопросы, не представляющие особой сложности, оставлены для самостоятельного изучения или будут подробно рассматриваться в рамках учебных курсов по административному, финансовому, муниципальному праву. К каждой теме дан перечень рекомендуемой литературы : это учебники (на выбор), имеющиеся в библиотеке факультета, а в ряде случаев - научные монографии и статьи из юридических научных журналов ("Государство и право", "Правоведение", "Вестник СП б университета" и др.). Здесь же названы обязательные для ознакомления нормативные и иные акты с указанием источника их опубликования. Желательно, чтобы в ходе подготовки к семинарам студенты пользовались и дополнительной литературой, подбирая ее самостоятельно или по рекомендации преподавателя. Полезным подспорьем может стать и комментарий к Конституции РФ 1993 г. наиболее позднего издания. Учебник по конституционному (государственному) праву зарубежных стран под редакцией Б.А.Страшуна рекомендован по данному курсу не случайно. В нем наиболее полно представлен материал, относящийся к общей части конституционного права, поэтому пользоваться им при проработке каждой темы следует избирательно, с учетом отмеченного обстоятельства. При подготовке к семинарам и осмыслении пройденного материала следует учитывать, что многие институты современного российского права находятся в стадии становления, введены недавно и реальная действительность во многом отстает от поставленных конституцией задач; не полностью и недостаточно последовательно реализуются новые конституционные принципы. Этим можно объяснить отсутствие некоторых весьма необходимых нормативных актов или содержание уже принятых, а также политические ситуации, то и дело возникающие в практике развития государственно-правовых отношений. Нормативные акты, рекомендуемые для подготовки к занятиям, Вы найдете в периодических изданиях: "Собрание законодательства Российской Федерации" (СЗ РФ), "Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации (САПП)", "Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР", "Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета российской Федерации", "Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР" (Ведомости). Надеемся, что предлагаемые пояснения и контрольные вопросы к темам занятий будут дополнительным ориентиром в освоении российского конституционного права и формой самопроверки полученных знаний.
1. Государственное право в системе отраслей современного права. Предмет и метод.
2. Особенности государственно-правовых норм. Государственно-правовые институты.
3. Государственно-правовые отношения.
4. Источники государственного права: общесоциальные, нормативные, идейно-теоретические.
5. Понятие науки государственного права: предмет, методология, особенности развития в России.
6. Государственное право как учебная дисциплина
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 2-е изд. М., 1998. Гл. 1,2.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран // Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1993. Т. I. Гл.1.
Государственное право Российской Федерации // Под ред. О.Е.Кутафина. М., 1996. Разд. 1, Гл. 1,2.
Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997. Гл.1, параграф 1,3.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997. Разд. 1,2,3.
Белкин А.А. Наименование отрасли: Государственное и конституционное право // Правоведение. 1997. N 4.
В чем Вы видите единство и многообразие предмета конституционного права?
Почему исторически возникли и до сих пор одновременно используются два названия при обозначении данной отрасли права - "конституционное" и "государственное" право?
Каковы отличительные черты конституционного правосознания в современной России?
Являются ли источниками государственного права и нормативные акты местного самоуправления?
Каковы основные тенденции развития отрасли "конституционное право"?
1. Предпосылки возникновения, понятие и социальная ценность конституционного строя.
2. Понятие и виды конституции.
3. Сущность и функции конституции.
4. Содержание и форма конституции.
5. Основные социальные черты и юридические свойства конституции.
Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. Разд. 2, 3. Гл.6., параграф 1, Гл. 28.
Государственное право Российской Федерации // Под ред. Кутафина О.Е. М., 1996. Раздел 2, 3. Гл. 9, параграф 1.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997. Разд. 2,3. Гл. 6., параграф 1.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1. // Отв. редактор Б.А. Страшун. М., 1993. Гл. 4, параграф 1, Гл.2.
Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997. Гл.1, параграф 1,1; 1,2; 1,4; 5; Гл. 4, параграф 4,4.
Румянцев О.Н. Основы конституционного строя России. М., 1994.
Тиунова Л.Б. Теория правового государства и конституционализм // Вестник Санкт-Петербургского ун-та, 1991. Серия "Право". N 20.
Определите понятие "конституционализм".
Какие основные черты характерны для такой организации государственной власти в обществе как конституционный строй?
Следует ли выделять такие функции конституции, как внешне-политическая, экономическая, воспитательная?
Может ли стать народной конституция, разработанная и принятая главой государства?
Содержание или форму конституции характеризует механизм ее охраны?
Какие факторы обеспечивают реальность конституции?
Каким образом одновременно обеспечиваются стабильность конституции и конституционное развитие в обществе?
Является ли декларативность свойством конституции?
В чем ценность и противоречивость такого свойства конституции, как прямое действие?
1. Условия формирования конституционных отношений в дореволюционной России. Реформы 1905-1917гг.
2. Особенности марксистско-ленинской теории конституции и ее воплощение в Конституции РСФСР от 10 июля 1918 г.
3. Основные черты и значение первой Конституции СССР.
4. Сущность и особенности Конституции СССР от 5 декабря 1936 г.
5. Конституция СССР 1977 г.: основные черты, сущность.
6. Конституционная реформа в России конца ХХ в.: основные причины, этапы, направления.
Государственное право Российской Федерации // Под ред. Кутафина О.Е. М., 1996. Разд. 2. Гл. 4.
Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996 г. Разд. 1. Гл. 3. Разд. 2. Гл. 5.
Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современ-ность. М., 1997. Гл. 2, 3.
Румянцев О.Н. Основы конституционного строя России. М., 1994.
Ескина Л.Б. Два юбилея российской конституции // Правоведение. 1999. N 1.
Тиунова Л.Б. Принципы правового государства как общие направления конституционной реформы в странах-участницах СНГ. Конституционные реформы в странах содружества. СП б, 1993. С. 43-52.
Российское законодательство Х1Х-ХХ вв. М., Т. 9. 1994.
Сборник нормативных актов по советскому государственному праву// Сост. С.А. Авакьян М., 1984.
Почему Россия встала на путь конституционного развития лишь в ХХ веке?
Какие элементы конституционализма были отвергнуты в советском обществе и почему?
Что внесено советским государством в мировую "копилку" конституционных ценностей?
Имел ли основания известный русский юрист П.Стучка назвать Конституцию РСФСР 1918 г. "конституцией гражданской войны"?
В чем противоречивость модели, зафиксированной в Конституции СССР 1924 г.? Была ли демократической Конституция СССР 1936 г.?
В чем проявились формальность и реальность Конституции СССР 1977 г.?
Каковы, на Ваш взгляд, очевидные проблемы современной конституционной реформы в России?
Что такое "конституционная преемственность"? Какое значение этот институт имеет для современной реформы в России?
1. Понятие "основ конституционного строя".
2. Значение и внутренняя система Гл.1 Конституции Российской Федерации 1993 г.
3. Правовые основы взаимоотношений личности и государства в Гл. 1 Конституции Российской Федерации.
4. Конституционные принципы взаимодействия Российского государства и общества.
5. Конституционные основы ограничения государственной власти правом в Российской Федерации.
6. Принципы внутренней организации и осуществления государственной власти в Гл. 1 Конституции Российской Федерации.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран // Отв. ред. Срашун Б.А. Т. 1. М., 1993. Гл. 4,5.
Государственное право Российской Федерации // Под ред. Кутафина О.Е. М., 1996. Разд. 3.
Баглай М.В, Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. 1996. Разд. 3.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997. Разд. 3.
Румянцев О.Н. Основы конституционного строя России. М., 1994.
В чем различие понятий "основы общественного строя", "основы конституционного строя" и "основы государственного строя"?
Какие аспекты отношений "государство-личность" отражают принципы правового и социального государства?
Какие обязанности возникают у государства, объявившего себя социальным?
Покажите, как соотносятся принципы демократического государства и суверенитета народа?
В чем значение и ограниченность принципа прямого действия норм конституции?
Что объединяет принципы федерализма, разделения властей и местного самоуправления?
1. Понятие и виды референдума.
2. Субъект и объект референдума. Общие принципы его проведения по законодательству Российской Федерации.
3. Особенности стадии назначения референдума РФ, референдума субъекта РФ, местного референдума - по законодательству Российской Федерации.
4. Подготовка и проведение референдума.
5. Установление результатов референдума.
6. Референдум в России: опыт и уроки.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран //Отв. ред. Страшун Б.А. М., 1995. Т. 2. Гл. 7. Параграф 5.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997. Гл. 21. Параграф 3, 7, 8.
Конституция Российской Федерации. М., 1995. Ст. 3, 84, 135.
Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. "О референдуме Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 42. Ст.3921.
Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"// СЗ РФ. 1997. N 38. Ст. 4339.
Определите понятия "референдум","плебисцит", "всенародное обсуждение".
Какова нормативная база института референдума в Российской Федерации?
Какие принципы характеризуют институт референдума в Российской Федерации?
Является ли референдум универсальным (эффективным) механизмом демократии?
Когда и по каким вопросам в России уже проводились референдумы?
Какие уроки из этого опыта можно извлечь?
Какие вопросы не могут быть вынесены на референдум и почему?
1. Диалектика взаимоотношений личности, общества и государства и их развитие в российском обществе.
2. Виды правового статуса личности. Конституционный статус человека и гражданина.
3. Конституционные принципы правового статуса личности в Российской Федерации.
4. Институт основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации:
4.1. Правовая природа и нормативная база института.
4.2. Классификация основных прав и свобод.
4.3. Личные права и свободы.
4.4. Политические права и свободы.
4.5. Социально-экономические и социально-культурные права и свободы.
4.6. Конституционные обязанности личности в Российской Федерации.
5. Конституционный механизм обеспечения прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран // Отв. ред. Страшун Б.А. М., 1993. Т. 1 Гл. 3. Параграфы 1,3,4,5.
Государственное право Российской Федерации // Под ред. Кутафина О.Е. М., 1996. Разд. 4.
Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. Разд. 4. Гл. 10-15.
Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации. М., 1997. Разд. 4. Гл. 10-15.
Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.
Рудинский Ф.М. Советская конституция: права человека и гражданина // Советское государство и право. 1991. N 9.;
Конституция Российской Федерации. М., 1995. Ст. 1,2,7,6. Гл. 2.
Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Международное право в документах. М., 1982. С. 302.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г. //Там же. С. 308.
Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. // Там же. С. 318.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // СЗ РФ. N 20. 1998. Ст. 2143.
Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. // Ведомости РФ. 1991. N 52. Ст. 1865.
Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г. // Ведомости РФ. 1991. N 50. Ст. 1740.
Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и религиозных объединениях" // СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" // СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.
Закон Российской Федерации "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. // Ведомости РФ. 1993. N 32. Ст. 1227.
Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации от 27 декабря 1991 г. и дополнения от 15 декабря 1994 г., 6, 16 июня, 27 декабря 1995 г. // Ведомости РФ. 1992. N 22. Ст. 300; СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 170. N 24. Ст. 256. N 30. Ст. 2870.
Закон Российской Федерации "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. // СЗ РФ. 1995. N 21. N 47.
Указ Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 г. "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетов" // Ведомости РФ 1992. N 22. Ст. 1216.
Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. с изменениями и дополнениями от 15 ноября 1995 г. //Ведомости РФ. 1993. N 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. N 51. Ст. 4970.
Федеральный закон от 15 июля 1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых в совершении преступления // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2739.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802.
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе" // СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.
Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. "Об уполномоченном по правам человека РФ" // СЗ РФ. 1997. N 9.
По каким причинам признание прав человека произошло в России лишь в конце ХХ века?
Каково по Вашему мнению соотношение понятий "человек", "личность", "гражданин", "индивид"?
В чем отличие личного и конституционного правовых статусов человека?
Какое значение для положения личности в обществе имеет принцип правового государства?
В чем своеобразие правовой природы института прав и свобод человека и гражданина?
Какие права и свободы можно отнести к "абсолютным" и почему?
Раскройте содержание прав на защиту чести и достоинства, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, определение и указание своей национальной принадлежности
Каковы этапы развития международно-правового института прав и свобод человека и гражданина, института прав граждан в России?
В каких формах граждане могут реализовать свое право на обращение?
Какие правомочия образуют содержание права на благоприятную окружающую среду?
Что такое "академическая свобода"?
1. Понятие гражданства: гражданство как правоотношение и правовой институт.
2. Развитие института гражданства в Российской Федерации.
3. Принципы российского гражданства.
4. Приобретение гражданства.
5. Прекращение гражданства.
6. Гражданство детей, недееспособных и ограниченно дееспособных лиц.
7. Государственные органы, ведающие вопросами гражданства. Порядок рассмотрения вопросов гражданства в Российской Федерации.
8. Конституционный статус иностранцев и лиц без гражданства. Право убежища.
9. Статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран// Отв. ред. Страшун Б.А. М., 1993. Т. 1. Гл. 3. Параграф 2.
Государственное право Российской Федерации // Под ред. Кутафина О.Е. М., 1996. Разд. 4. Гл. 2. Параграфы 2-10.
Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. Разд. 4. Гл. 16.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997. Разд. 4. Гл. 16.
Гражданство и свобода передвижения // Нормативные акты и документы. М., 1994.
Конституция Российской Федерации. М., 1996. Ст. 6,61,62,63.
Закон "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 г. с изменениями и дополнениями от 17 июня 1993 г. и 18 января 1995 г. // Ведомости РФ. 1992. N 6. Ст. 243; 1993. N 29. Ст. 1112-1113; СЗ РФ. 1995. N 7. Ст. 496.
Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Утвержденное Указом Президента РФ от 10 апреля 1992г., действует в редакции Указа от 27 декабря 1993 г. // СААП. 1994. N 4. Ст. 302.
Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации. Утвержденное Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 3095.
Закон СССР о правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981 г. // Ведомости СССР. 1981. N 26. Ст. 836.
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"// СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.
Закон РФ "О беженцах" от 19 февраля 1993 г. в редакции от 28 июня 1997 г. // СЗ РФ. 1997. N 26. Ст. 2956.
Федеральный закон РФ "О вынужденных переселенцах" от 19 фев-раля 1993 г. в редакции от 22 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. N 52. Ст. 5110.
О мерах по введению иммиграционного контроля. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. // СААП. 1994. N 51. Ст. 4933.
Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996г. по делу о проверке конституционности пункта "г" статьи 18 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" // СЗ. 1996. N 21. Ст. 2579.
Определите содержание права человека на гражданство.
В чем сходство и различие понятий "гражданин" и "соотечественник"?
Как соотносятся принципы государственного суверенитета и двойного гражданства?
В чем специфика статусов беженца, лица, получившего убежище, и вынужденного переселенца в Российской Федерации?
1. Понятие и модели территориального устройства государственной власти.
2. Унитаризм, федерализм и автономия в практике отечественного государственного строительства.
3. Принципы федеративного устройства по Конституции РФ 1993г.
4. Система разграничения власти между Российской Федерацией и ее субъектами. Механизм реализации полномочий.
5. Правовой статус субъектов Российской Федерации: общее и особенное.
6. Правовой статус языков в Российской Федерации.
7. Правовой статус коренных малочисленных народов, национальных меньшинств и малочисленных этнических общностей в РФ.
8. Государственные символы и правовой статус столицы РФ.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран // Отв. редактор Страшун Б.А. Т. 2. М., 1995. Гл. 11.
Государственное право Российской Федерации // Под ред. Кутафина О.Е. М., 1996. Разд. 5. Гл. 15,16.
Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. Разд. 5.
Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997. Гл. 4. Параграфы 4.1.3.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997. Разд. 5.
Федерация в зарубежных странах // Отв. редактор Ковачев Д.А. М., 1993.
Статус малочисленных народов: правовые акты и документы//Сост. В.А. Кряжков. М., 1994.
Кряжков В.А. Правовые проблемы статуса коренных малочисленных народов // ГИП. 1994. N 6.
Конституция Российской Федерации. М., 1995. Ст. 1, 5, 11. Гл. 3.
Закон РФ "О языках народов РСФСР" от 25 октября 1991 г. // Ведомости РФ. 1991. N 50. в редакции от 24 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3804.
Федеральный закон от 12 июня 1996 г. "О национально-культурной автономии"// СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2965.
Закон РФ "О статусе столицы Российской Федерации" от 15 апреля 1993 г. // Ведомости РФ. N 19. 1995. N 30.
Положение о порядке работы по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и о взаимной передаче осуществления части своих полномочий Федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации, утвержденное Указом президента РФ от 12 марта 1996 г. в редакции Указа от 25 ноября 1996 г. // СЗ РФ. 1996. N 12. Ст. 1058. N 49. Ст. 5534.
Декларация о государственном суверенитете РСФСР // Ведомости 1990. N 2. Ст. 22.
Федеральный закон от 19 июня 1996 г. "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. N 28. Ст. 3020.
О денонсации Договора об образовании СССР. Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1990 г. // Ведомости. 1991. N 51. Ст. 1799.
Закон РСФСР от 25 декабря 1991г. "Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика" // Ведомости. 1991. N 2. Ст. 62.
Федеративный договор от 31 марта 1992 г. // Советское государственное право. 1992. N 7. С. 3-18.
Положение о Государственном гербе Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 30 ноября 1993г. // САПП. 1993. N49.
Положение о государственном флаге, утвержденное Указом Президента РФ от 11 декабря 1993г. // САПП. 1993. N 51.
Положение о Государственном гимне Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 11 декабря 1993 г. // САПП. 1993. N 51.
Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга от 13 июня 1996 г. // Бюллетень Законодательного собрания СП б. 1996. N ; газета "Смена". N 197. 3 сентября 1996 г.
Какие черты отличали государственное устройство Российской Федерации до реформ 90-х годов?
Что такое автономия и характерна ли последняя для современной России?
Раскройте содержание принципа равноправия и самоопределения народов?
В каких формах возможна реализация права на самоопределение народа в России?
Определите понятия "акцессия" и "сецессия".
Предусматривает ли конституционная модель Российской Федерации право народа на сецессию?
В чем особенности таких субъектов Российской Федерации, как автономный округ, автономная область?
Каково соотношение суверенитетов Российской Федерации и республики в составе Российской Федерации?
Раскройте содержание понятий "родной язык" "язык межнационального общения", "государственный язык".
В чем отличие "коренного малочисленного народа" от "национального меньшинства"?
Что такое "национально-культурная автономия"?
1. Институт избирательного права: понятийный аппарат.
2. Принципы избирательного права в Российской Федерации; прямое, равное, всеобщее, свободное избирательное право, тайное голосование.
3. Принципы организации выборов, типы избирательных систем и их использование в Российской Федерации.
4. Избирательный процесс и его особенности на выборах в Государственную думу Федерального Собрания РФ.
5. Выборы Президента РФ.
6. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран //Отв. редактор Страшун Б.А. Т. 2. Гл. 2.
Государственное право Российской Федерации // Под ред. Кутафина О.Е. М., 1996. Разд. 6. Гл. 18.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997. Разд. 6. Гл. 21, 22. Параграф 2. Гл. 23. Параграф 4.
Постников А.Е. Избирательное право России. М., 1996.
Конституция российской Федерации. М., 1995. Ст. 3, 32, 81, 84, 96, 102.
Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 38. Ст. 4339.
Федеральный закон от 17 августа 1995 г. "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3425.
Федеральный закон от 21 июня 1995 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2398.
Федеральный закон от 17 мая 1995 г. "О выборах Президента Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1924.
Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления" // СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5497, в редакции закона от 22 июня 1998 г. // СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3305.
Что такое выборы и какова природа этого явления?
Какова нормативная база института избирательного права в РФ?
Какие типы избирательных систем Вы знаете?
Какие правовые механизмы обеспечивают принцип прямого избирательного права?
Каковы, на Ваш взгляд, недостатки системы выборов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ?
В чем различия институтов "признания выборов несостоявшимися" и "признания выборов недействительными"?
Что такое "абсентеизм" и какими средствами преодолеваются его негативные последствия?
Какими средствами обеспечивается принцип обязательности выборов и какие цели он преследует?
В чем Вы видите преимущества и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательной систем?
Назовите основной критерий (критерий оптимальности (эффективности) избирательной системы?
1. Понятие и виды института главы государства.
2. Становление президентской власти в России.
3. Функции и полномочия Президента Российской Федерации.
4. Правовые формы взаимодействия Президента с иными структурами государственной власти в Российской Федерации.
5. Условия и порядок избрания Президента Российской Федерации.
6. Прекращение полномочий Президента РФ.
7. Акты Президента РФ.
8. Организация деятельности Президента РФ (Администрация Президента РФ).
Конституционное (государственное) право зарубежных стран // Отв. редактор Б.А.Страшун. Т. 2. М., 1995. Гл. 9. Параграф 1.
Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. Разд. 4. Гл. 22.
Государственное право Российской Федерации // Под ред. Кутафина О.Е., М., 1996. Разд. 4. Гл. 19.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997. Разд. 4. Гл. 22.
Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.
Лазарев Б.М. Президент СССР // Советское государство и право. 1990. N 7.
Черниловский З.М. Институт президентуры в свете исторического опыта // Советское государство и право. 1991. N 6.
Конституция Российской Федерации. М., 1995. Ст. 11. Гл. 4. Ч. 2; Ст. 99. Ч. 1; Ст. 104, 107, 109, 111, 112. Ч. 3; Ст. 115, 116, 117, 125, 128, 134.
Федеральный закон от 17 мая 1995 г. "О выборах Президента Российской Федерации" // СЗ РФ. N 21. Ст. 1924.
Указ Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23 мая 1996 г. // СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663.
Указ Президента РФ "Об утверждении Положения об Администрации Президента РФ" от 2 октября 1996 г. // СЗ РФ. 1996. N 41. Ст. 4689. С изменениями и дополнениями от 15 апреля 1997 г. // СЗ РФ. 1997. N 16. Ст. 1857.
Закон РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г. // Ведомости РФ. 1992. N 15. Ст. 769. Разд. 3.
Закон РФ "О чрезвычайном положении"от 17 мая 1991 г. // Ведомости РФ. 1991. N 22. Ст. 773.
Указ Президента РФ "Вопросы Совета безопасности РФ" от 10 июля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. N 29. Ст. 3479.
Указ Президента РФ от 15 февраля 1994 г. "О штандарте (флаге) Президента Российской Федерации" // САПП. 1994. N 8.
Указ президента Российской Федерации "Об официальных символах президентской власти и их использование при вступлении в должность вновь избранного Президента РФ" от 5 августа 1996 г. // СЗ РФ. 1996. N 33. Ст. 3976.
Указ Президента РФ "О полномочном представителе Президента РФ в регионе РФ" от 9 июля 1997 г. // СЗ РФ. N 29.
Какое положение президент РФ занимает в системе органов российского государства?
Каково положение российского Президента в системе разделения властей?
Модель президентской или полупрезидентской республики зафиксирована Конституцией России?
Какова юридическая сила и реальная роль нормативных актов президента РФ в регулировании конституционно-правовых отношений?
Что такое президентская неприкосновенность?
Какова, по Вашему мнению, должна быть процедура отставки Президента РФ или прекращения его полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия?
1. Юридическая природа депутатского мандата. Депутатский идемнитет.
2. Понятие и элементы правового статуса члена Федерального парламента.
3. Принципы правового статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания.
4. Организационные формы деятельности и полномочия члена российского парламента.
5. Гарантия деятельности парламентария. Депутатский иммунитет.
6. Признание и досрочное прекращение полномочий члена российского федерального парламента.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран // Отв. редактор Б.А.Страшун, Т. 2. М., 1995. Гл. 8.
Государственное право РФ // Под ред. Кутафина О.Е. М., 1996. Гл. 20. N 6.
Баглай М.В. Конституционное право РФ. М., 1997. Разд. 4. Гл. 23. Параграф 9.
Малько А.В, Синюков В.Н. Императивный мандат: прошлое и настоящее // Правоведение, 1992. N 2.
Депутат парламента в зарубежных странах. М., 1995.
Конституция Российской Федерации.
Федеральный закон от 8 мая 1994 г. "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ" // СЗ РФ. 1994. N 2. Ст. 7462. С изм. и дополнениями 1996. N 12. Ст. 1039.
Постановление конституционного суда РФ от 20 февраля 1996 г. "По делу о проверке конституционности положения частей первой и второй ст. 18, ст. 19, и части второй статья 20 Федерального закона от 8 мая 1994 г." "О статусе депутата..." // СЗ РФ. 1996. N 9. Ст. 828.
Разъясните смысл понятий "императивный мандат" и "свободный мандат".
Каков характер мандата депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ?
Раскройте содержание понятия "депутатский идемнитет"?
Какие виды гарантий деятельности члена российского федерального парламента зафиксированы в законе о статусе депутата?
Распространяется ли депутатский иммунитет на действия, не связанные с осуществлением депутатской деятельности?
Какие обязанности закреплены законом за членами Российского парламента?
В чем отличия правового статуса депутата Государственной Думы от правового статуса члена Совета Федерации?
1. Институт уполномоченного по правам человека (омбудсмана): общая характеристика.
2. место и роль уполномоченного по правам человека в системе органов государственной власти Российской Федерации.
3. Назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека в РФ.
4. Компетенция.
5. Гарантии обеспечения деятельности.
6. Институт уполномоченного по правам человека в субъектах РФ.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран //Отв. ред. Страшун Б.А., Т. 2. М., 1995. Гл. 8. Параграф 8.
Шемшученко Ю.С., Мурашин Г.А. Институт омбудсмана в современном буржуазном праве // Сов. Гос.право. 1971. N 1. С. 139 и сл.
Хаманева Н.Ю. Роль омбудсмана в охране прав граждан в сфере гос. управления // Сов. гос. право. 1990. N 9.
Хаманева Н.Ю. место и роль института омбудсмана в системе правового контроля // Правоведение, 1992. N 2.
Бойцова В.В., Бойцова Л.В. правовой институт омбудсмана в условиях современного общественного развития. М., 1992.
Бойцова В.В. омбудсман как защитник фундаментальных личных прав. Тверь,1994.
Конституционный федеральный закон от 25 февраля 1997 г. "Об уполномоченном по правам человека" // СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1011.
Закон Санкт-Петербурга от 30 декабря 1997 г. "Об уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге" // Вестник Законодательного Собрания. СПб., 16 апр. 1998. N 4; Вестник Администрации СПб., 19 авг. 1998. N 2.
Когда и где возник институт поверенного (уполномоченного) по правам человека?
В каких моделях данный институт представлен в других странах?
Какую функцию или задачу государства призван осуществлять уполномоченный по правам человека?
В чем специфика правовых средств, с помощью которых Уполномоченный по правам человека РФ осуществляет свои задачи?
Каковы гарантии независимости Уполномоченного по правам человека в РФ?
В чем смысл института независимости Уполномоченного?
1. Структура и принципы организации судебной системы в РФ.
2. Конституционные принципы деятельности судов РФ.
3. Конституционный контроль в системе охраны Конституции РФ.
4. Порядок образования и принципы деятельности Конституционного Суда РФ.
5. Полномочия Конституционного Суда РФ.
6. Статус судьи Конституционного Суда РФ.
7. Структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ.
8. Общие правила конституционного судопроизводства в Консти-туционном Суде РФ.
9. Особенности производства по отдельным категориям дел в Конституционном Суде РФ.
10. Решения Конституционного Суда РФ.
11. Гарантии деятельности Конституционного Суда РФ.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Отв. ред. Страшун Б.А., М., 1995. Т. 2. Гл. 8. Параграф 3.
Государственное право РФ // Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1996. Гл. 23. Параграф 1, 2.
Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ. М., 1996. Гл. 25.
Баглай М.В. Конституционное право РФ. М., 1997. Гл. 25.
Нудель М.А. Конституционный контроль в капиталистических странах. М., 1968.
Насырова Т.Я. Конституционный контроль. Казань, 1992.
Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. 1993. N 4.
Белкин А.А. Комментарии к решениям Конституционного Суда РФ. 1992-1993 гг. СП б., 1994.
ХабриеваТ.Я. Правовая охрана Конституции. Казань,1995.
Хабриева Т.Я. Толкование Конституции РФ: теория и практика. М., 1998.
Кряжков В.А. Гаджиев Г.А. Конституционная юстиция. М., 1998.
Конституция Российской Федерации. М., 1995. Гл. 7. Ст. 1,15,10.
Федеральный конституционный закон от 24 июня 1994 г. "О Конституционном Суде РФ" // СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1448.
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе РФ" // СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.
Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных судах в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589.
Арбитражно-процессуальный кодекс // СЗ РФ. 1995. N 19. Ст. 1709.
Закон РФ от 26 июля 1992 г. "О статусе судей" // Ведомости РФ. N 30. 1992. Ст. 1792. С изменениями и дополнениями от 21 июня 1995 г. // СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2399.
Федеральный закон от августа 1997 г. "О судебных приставах" // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3590.
Федеральный закон от 8 января 1998 "О судебном департаменте или Верховном Суде РФ" // СЗ РФ. 1998. Ст. 223.
Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. "О мировых судьях в Российской Федерации"// СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270.
1. Понятие безопасности. Безопасность как предмет конституционного регулирования.
2. Объекты, субъекты и принципы обеспечения безопасности в Российской Федерации.
3. Система организации и обеспечения безопасности в Российской Федерации.
4. Виды особых правовых режимов. Понятие правового режима чрезвычайного положения.
5. Условия и основания введения режима чрезвычайного положения по законодательству Российской Федерации.
6. Порядок введения режима чрезвычайного положения.
7. Система управления в условиях режима чрезвычайного положения.
8. Меры, применяемые в условиях режима чрезвычайного положения.
9. Гарантии прав граждан и должностных лиц в период режима чрезвычайного положения.
Тиунова Л.Б. Проблема общесоциальной безопасности и правовая государственность // Правоведение. 1991. N 5.
Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1993. Гл. 17. Параграф 1,2.
Григорьев В.Н. Правовой режим чрезвычайного положения // Правоведение. 1991. N 2.
Степашин С.В. Безопасность человека и общества. СП б., 1994.
Государственно-правовое основы обеспечения безопасности в Российской Федерации / Отв. ред. Л.Б. Ескина, А.В. Воронков. СПб., 1999.
Конституция Российской Федерации. М., 1995. Ст. 56, 88, 102 и др.
Закон РСФСР от 5 марта 1992 г. "О безопасности" // Ведомости РСФСР. 1992. N 15. Ст. 769.
Закон РСФСР от 17 мая 1991 г. "О чрезвычайном положении" // Ведомости РСФСР. 1991. N 22. Ст. 774.
Что Вы понимаете под особым правовым режимом?
Какие цели преследует институт особого правового режима?
Какие изменения в подходе к регулированию проблемы безопасности произошли в последнее десятилетие в российском обществе?
Какие права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в период режима чрезвычайного положения?
Какие гарантии прав граждан и должностных лиц должны обеспечиваться в рамках режима чрезвычайного положения?