Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.)

Хартия
социальных прав и гарантий граждан независимых государств
(утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества
Независимых Государств 29 октября 1994 г.)

 

Настоящая Хартия основывается на принципах Всеобщей декларации прав человека, социальных пактов и других документов Организации Объединенных Наций, Международной организации труда и иных признанных международно-правовых нормах.

Независимые государства признают для себя обязательными конвенции Международной организации труда (МОТ), ратифицированные ранее Союзом ССР, вплоть до возможного рассмотрения вопроса об иной форме присоединения к ним в соответствии с процедурами МОТ. Они заявляют о своей приверженности основным принципам ее деятельности, в первую очередь принципу социального партнерства, т.е. согласования социальных вопросов между правительством, организациями работодателей и профсоюзов, представляющих интересы лиц наемного труда.

В качестве основополагающего принципа рассматривается равенство социальных прав граждан всех государств независимо от их расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, религиозных и политических убеждений, социального происхождения, места и срока проживания на территории соответствующего государства, языка и иных характеристик.

Каждый человек имеет право судебного обжалования незаконных действий должностных лиц, государственных органов и общественных организаций, а также право на возмещение морального и материального ущерба.

Государства руководствуются зафиксированными в Хартии принципами на добровольной основе, что не противоречит суверенности в принятии ими законодательных и других нормативных актов с учетом содержащихся в ней положений.

Государства признают для себя обязательным осуществление социальной политики. Изложенные ниже положения признаются в качестве минимальных для всех государств. Они применяются также в отношении граждан одного государства, находящихся на территории другого, во всех случаях, когда законодательство последнего не содержит норм, более выгодных для гражданина.

 

I. Обеспечение занятости

 

Статья 1

 

Государства создают единый рынок труда с безвизовым перемещением граждан на их территории. Граждане имеют равные права на труд, приносящий им доход и связанный с удовлетворением их личных и общественных потребностей, на территории любого государства.

 

Статья 2

 

Трудовые гарантии, связанные с профессиональным и квалификационным статусом, а также с длительностью трудового стажа, обеспечиваются работникам на основании документов, полученных в суверенных государствах, без дополнительного подтверждения.

Государства применяют как единый стандарт для обязательного использования всеми предприятиями и организациями Классификатор профессий и должностей для стран СНГ; содействуют единому подходу в установлении характеристик работ той или иной специальности, профессии, квалификации; совместно продолжают совершенствование тарифно-квалификационного справочника и классификатора с учетом Международной стандартной классификации профессий.

 

Статья 3

 

Государства обеспечивают гражданам предоставление следующих основных прав и гарантий:

свободу выбора рода занятий и работы на всей территории экономического сообщества;

бесплатную профессиональную ориентацию, общеобразовательную и профессиональную подготовку, а также переподготовку и повышение квалификации;

бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой и образованием;

предоставление в соответствии с национальным законодательством дополнительных гарантий занятости категориям населения, нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, в том числе молодежи, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, лицам предпенсионного возраста, воинам-интернационалистам, инвалидам, лицам, продолжительное время не имеющим работы, лицам, отбывшим наказание или находившимся на принудительном лечении по решению суда;

выплату пособий по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в размерах и сроки, предусмотренные национальным законодательством, но не ниже минимальной заработной платы, установленной национальным законодательством государства;

выплату пособий или компенсаций частично незанятым гражданам;

выплату стипендий гражданам в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки;

оказание материальной и иной помощи находящимся на иждивении членам семьи безработного, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного срока его выплаты.

Порядок, размеры и источники финансирования указанных мероприятий определяются национальным законодательством.

Государства берут на себя обязательства по сближению национальных законодательств, касающихся вопросов занятости, выплаты пособий по безработице и т.д.

 

II. Миграция

 

Статья 4

 

Государства обязуются соблюдать принцип свободы миграции трудящихся и населения между ними и разрабатывают международные документы, гарантирующие максимальное равноправие мигрантов в социально-трудовой области с гражданами государств, принимающих мигрантов.

 

Статья 5

 

Общей задачей государств является: обеспечение социальной и правовой защиты вынужденных мигрантов (беженцев), а также режима жизни и деятельности, не менее благоприятного, чем для своих граждан.

Расходы, связанные с вынужденной миграцией, в том числе возмещение беженцам и вынужденным переселенцам стоимости оставленного или утраченного ими жилья и другого имущества, несут государства выезда.

Государства, предоставившие убежище, обеспечивают беженцам и вынужденным переселенцам необходимые социально-бытовые условия и оказывают содействие в трудоустройстве в соответствии с действующим национальным законодательством.

 

Статья 6

 

В целях реализации прав граждан на профессиональную деятельность за границей государства создают национальные службы по делам трудящихся-мигрантов и налаживают постоянный контакт между ними.

 

III. Трудовые отношения

 

Статья 7

 

Ни один работник не может быть уволен по инициативе работодателя иначе, как в случаях и в порядке, предусмотренных национальным законодательством. Не могут являться основанием для увольнения следующие мотивы: партийная и профсоюзная принадлежность или участие в общественной и политической деятельности в нерабочее время или, по договоренности с работодателем, в рабочее время; выполнение полномочий представителя трудящихся; подача жалобы или участие в рассмотрении споров с работодателем в связи с нарушением им национального законодательства и положений коллективных договоров; раса, цвет кожи, пол, семейное положение, вероисповедание, политические взгляды, национальное или социальное происхождение. В течение срока предупреждения об увольнении работник имеет право на определенное, по договоренности с работодателем, свободное время для возможных поисков другой работы без каких-либо потерь в заработной плате. Работнику выдается документ о его трудовой деятельности (трудовая книжка), подтверждающий даты приема и увольнения с работы, род выполняемой работы или деятельности, без каких-либо записей, ущемляющих его интересы. В случаях, когда предполагается сокращение персонала, необходимо предварительное проведение консультаций с профсоюзами.

 

Статья 8

 

Продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Для лиц в возрасте от 15 до 16 лет продолжительность рабочей смены не может превышать 5 часов в день и 24 часов в неделю, а для лиц в возрасте от 16 до 18 лет и лиц, занятых на работах, связанных с повышенным риском для здоровья, 7 часов в день, но не более 36 часов в неделю. Сверхурочные работы и работа в выходные и праздничные дни допускаются в исключительных случаях, предусмотренных национальным законодательством о труде. Запрещается привлекать к этим работам лиц в возрасте до 18 лет, инвалидов, беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, отцов, воспитывающих детей без матери в возрасте до 3 лет, а также опекунов детей указанного возраста.

 

Статья 9

 

При работе в ночное время, с 22 до 6 часов, ее продолжительность (смена) сокращается на 1 час с соответствующим сокращением рабочей недели. В отраслях, где применение труда женщин в ночное время разрешено национальным законодательством, не могут привлекаться к этим работам без их согласия женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, отцы, воспитывающие детей в возрасте до 3 лет без матери, а также опекуны детей указанного возраста.

Запрещается привлекать к работе в ночное время лиц в возрасте до 18 лет, инвалидов, беременных женщин.

 

Статья 10

 

Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха во всех случаях не может быть менее 42 часов.

Статья 11

 

Всем работникам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск.

Отсутствие на работе по причинам, не зависящим от работника (болезнь, несчастный случай или отпуск по беременности и родам), засчитывается в рабочее время. Праздничные дни, а также дни временной нетрудоспособности по болезни или из-за несчастного случая не включаются в период ежегодного оплачиваемого отпуска.

 

Статья 12

 

Оплата отпуска производится до его начала. При расчете ее суммы учитываются все виды заработка. Работники, отработавшие минимальный срок, дающий право на получение ежегодного оплачиваемого отпуска, в случае прекращения своих трудовых отношений должны получать либо отпуск, соответствующий периоду их работы, либо соответствующую материальную компенсацию.

 

Статья 13

 

Ежегодный отпуск может использоваться по частям: одна из частей отпуска при этом должна быть не менее двух непрерывных рабочих недель. Вторая часть отпуска должна быть использована в течение одного года, считая с конца того года, за который предоставляется отпуск

 

Статья 14

 

Любой договор об отказе от отпуска является незаконным, за исключением случаев выплаты компенсации за отпуск при увольнении не использовавшего его работника или ликвидации предприятия.

 

Статья 15

 

Подростки могут приниматься на работу только после окончания обязательного школьного обучения и во всех случаях в возрасте не младше 15 лет. Для подготовки молодежи к производственному труду допускается прием на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время по достижении ими 14-летнего возраста с согласия одного из родителей или лица, заменяющего его.

 

Статья 16

 

Лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра. В дальнейшем женщины до достижения ими возраста 45 лет, а также несовершеннолетние в возрасте до 18 лет подлежат обязательному ежегодному медицинскому осмотру. В случаях, когда работа связана с повышенным риском для здоровья, периодические осмотры проводятся в соответствии с порядком и сроками, установленными органами здравоохранения (лица до 21 года ежегодно).

На время прохождения обязательного медицинского осмотра за работником сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата.

 

Статья 17

 

Государства выражают готовность приступить к выработке согласованной политики в области оплаты труда, в том числе в части минимальных размеров заработной платы, устанавливаемых суверенными государствами на своих территориях. Размер фактической заработной платы определяется на основе установленных в коллективных договорах, трудовых соглашениях (контрактах) тарифных ставок, должностных окладов, надбавок, доплат, премий и других видов вознаграждения, но не ниже законодательно установленного минимального размера заработной платы.

Государства обязуются принимать меры по оптимизации соотношений уровней оплаты труда работников бюджетных учреждений непроизводственной сферы (независимо от ведомственной подчиненности) с оплатой труда работников производственных отраслей.

 

Статья 18

 

Размеры минимальной заработной платы, пенсий и на их основе стипендий, пособий определяются исходя из величины принятой в государстве системы минимальных потребительских бюджетов, утверждаются законодательно, повышаются в установленном порядке с ростом стоимости жизни и являются государственной гарантией. На период преодоления кризисного состояния экономики законодательными актами могут устанавливаться в качестве временных иные показатели прожиточного минимума. Государства с учетом реальных экономических возможностей создают условия для поэтапного приближения минимальных социальных гарантий к минимальному потребительскому бюджету.

 

Статья 19

 

Минимальные потребительские бюджеты разрабатываются по единой методологии для всех регионов по возрастным и социальным группам населения. Натурально-вещественная структура минимальных потребительских бюджетов формируется на основе научно обоснованных минимальных норм и нормативов национальных и других особенностей потребления в государстве. Стоимостная величина минимального потребительского бюджета рассчитывается с учетом средних цен покупок соответствующих товаров и услуг с учетом всех видов торговли.

 

Статья 20

 

Для всех трудящихся (мужчин и женщин) обеспечивается равенство в оплате труда за выполнение одинаковой работы. Не допускается дискриминация работников по национальному или иным признакам.

 

Статья 21

 

Оплата производится непосредственно работающему в рублях или другой валюте, имеющей законное хождение в государстве. Запрещаются выплаты в виде векселей, бонов, купонов, расписок и в какой-либо другой форме, предполагающей замену законных денег, кроме официальных банковских чеков или чеков почтовых переводов, когда такая практика имеет место. Выплаты части заработной платы в виде ценных бумаг возможны лишь с согласия работника.

Заработная плата работникам может выплачиваться по их желанию в натуральном виде (продуктами или товарами) на сельскохозяйственных и некоторых других предприятиях.

 

Статья 22

 

Заработная плата выплачивается в установленные коллективным договором сроки (по меньшей мере два раза в месяц) в рабочие дни по месту работы или поблизости от него.

Работодатели обязаны обеспечить уведомление работников об условиях и размерах выплат, произведенных удержаниях (их размерах и причинах) и обо всех происходящих изменениях в этих условиях не позднее чем за один месяц, а также обеспечить соответствующие записи в платежных документах.

 

Статья 23

 

Работодатель не может каким-либо образом ограничивать свободу трудящихся распоряжаться заработной платой по своему усмотрению. На трудящихся не могут накладываться никакие ограничения относительно использования своих сбережений для приобретения товаров. Работники вправе получать информацию относительно условий и размеров отчислений из зарплаты, предусмотренных национальным законодательством. Удержания из заработной платы допускаются только в случаях, предусмотренных национальным законодательством. При каждой выплате заработной платы общий размер всех удержаний не может превышать 50 процентов ее суммы.

 

Статья 24

 

В случае банкротства или ликвидации предприятия трудящиеся сохраняют статус кредиторов, имеющих преимущество перед другими лицами. Защита исков трудящихся обеспечивается с помощью привилегий и сверхпривилегий.

В случае недостаточности средств для первоочередного удовлетворения исков трудящихся по оплате труда и другим обязательствам предприятия указанные требования удовлетворяются за счет соответствующих фондов социальных гарантий.

 

Статья 25

 

Государства обеспечивают:

защиту реальных доходов населения от инфляции путем введения системы индексации доходов и сбережений или других мер защиты денежных доходов. Права граждан, получающих государственные пенсии, пособия, стипендии, суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей, на их повышение в связи с индексацией гарантируются государством в размере и порядке, определяемом законодательством суверенных государств об индексации доходов населения и национальным законодательством;

своевременную публикацию в официальных изданиях сведений об индексах потребительских цен, пороге индексации, периодичности и других основных условиях индексации.

 

Статья 26

 

Гражданам государств гарантируется минимальный размер необлагаемых налогами сумм заработков, получаемых за выполненную работу, и приравненных к ним доходов. Размер полученной работником заработной платы после произведенных удержаний не может быть меньше установленного в законодательном порядке размера минимальной заработной платы.

Не подлежат налогообложению следующие доходы: государственные пособия по социальному страхованию и социальному обеспечению (кроме пособий по временной нетрудоспособности, в том числе по уходу за больным ребенком); пособия по безработице, алименты, стипендии, пенсии (включая дополнительные пенсии, выплачиваемые на условиях добровольного страхования); выходные пособия, выплачиваемые при увольнении в соответствии с действующим законодательством; суммы возмещения ущерба при утрате трудоспособности, связанной с увечьем или иными повреждениями здоровья, а также в связи с потерей кормильца; суммы материальной помощи, оказываемой в связи со стихийными бедствиями, другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в случаях, когда такая помощь оказывается в соответствии с законодательством государства; другие выплаты, предусмотренные национальным законодательством. Изъятие части доходов населения, полученных в связи с индексацией, не допускается.

 

Статья 27

 

На предприятиях или поблизости от них должны устраиваться и работать столовые, отпускающие готовые блюда, когда это представляется желательным, с учетом занятых на предприятии трудящихся, просьб об открытии столовой и перспектив ее использования, отсутствия другого надлежащего обслуживания для получения готовой пищи и в зависимости от прочих особых обстоятельств.

На предприятиях, где организация столовых невозможна, в распоряжение трудящихся предоставляются помещения, где можно приготовить (подогреть) и принимать пищу, или организуются буфеты либо передвижные службы питания.

 

Статья 28

 

Работающим на предприятиях предоставляются санитарно-бытовые помещения по нормам, установленным законодательством и коллективным договором.

 

Статья 29

 

Для работников, особенно занятых на работах, требующих отдыха в течение рабочего дня, необходимо оборудовать место для отдыха, отвечающее санитарным нормам.

 

Статья 30

 

Работодатель обеспечивает работающих средствами транспорта в случаях, когда не имеется других достаточных возможностей прибытия на работу и возвращения домой. При отсутствии возможности предоставить транспорт работникам выплачивается компенсация.

 

IV. Безопасность, гигиена и производственная среда

 

Статья 31

 

Государства, обладая полной самостоятельностью в решении проблем охраны труда, исходя из реальных условий миграции трудящихся и интеграции производства, в целях обеспечения прав своих граждан на здоровый и безопасный труд и их социальных гарантий от неблагоприятных последствий производственной деятельности, координируют свою работу в вопросах:

возмещения гражданам ущерба в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;

установления льгот и компенсаций по условиям труда; развития системы межгосударственных стандартов по безопасности труда;

установления обязательных требований и критериев оценки безопасности продукции производственного назначения и ее сертификации;

проведения научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ в области охраны труда.

 

Статья 32

 

1. Координация деятельности, указанная в статье 31, осуществляется на основе межгосударственных соглашений с учетом национальной политики в области охраны труда, главными принципами которых государства признают:

государственное регулирование охраны труда, организацию надзора и контроля за состоянием условий и безопасности труда на производстве;

обязанность работодателя обеспечить научно обоснованные, организационно и технически достижимые условия труда на рабочих местах, исключающие или снижающие риск гибели, травмирования и заболеваний работников в процессе их трудовой деятельности;

расследование причин и государственный учет всех несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; достаточное возмещение ущерба работнику, травмированному на производстве или получившему профессиональное заболевание, а также членам семей погибших на производстве работников;

обязательность страхования работодателем работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

сотрудничество органов государственной власти, работодателей и их представительных организаций, трудящихся и их наиболее массовых организаций в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда на производстве; систематическую информацию работников и всего населения о состоянии и причинах травматизма на производстве и принимаемых мерах по его предупреждению.

2. Государственному регулированию в сфере охраны (часть первая пункта 1 настоящей статьи) подлежат:

труд женщин и лиц моложе 18 лет; требования к здоровью рабочих и служащих, занятых трудом в условиях, определенных уполномоченным на это органом государственной власти как тяжелые, вредные или опасные;

санитарно-гигиенические требования к условиям труда на производстве;

требования охраны труда и порядок сертификации на соответствие им производственного оборудования, технологий;

вопросы экономического стимулирования улучшения и повышения безопасности труда на производстве;

организация научных исследований по охране труда, разработке и производству безопасной техники и технологии, средств защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов;

льготы и компенсации работающим в неудовлетворительных, тяжелых, вредных и опасных условиях труда;

нормативы и порядок обеспечения работающих средствами индивидуальной и коллективной защиты от вредных и опасных производственных факторов;

порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление перечня профессиональных заболеваний;

порядок и условия страхования работающих от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, возмещения ущерба пострадавшим от травм на производстве и профессиональных заболеваний и семьям погибших при несчастных случаях в процессе трудовой деятельности;

ответственность работодателей, должностных лиц и работников за нарушения требований охраны труда.

 

V. Охрана здоровья

 

Статья 33

 

Государства:

гарантируют право граждан на бесплатную медицинскую помощь в необходимых объемах, включая амбулаторно-поликлиническое обслуживание, в том числе визиты врача на дом, специализированное обслуживание в больницах, клиниках и вне стен этих учреждений;

обеспечивают потребности населения в медикаментах и предметах ухода за больными, сохраняют льготный порядок обеспечения лекарственными средствами и средствами протезирования инвалидов, участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним категорий лиц, детей в возрасте до 3 лет, малоимущих, а также других категорий граждан в соответствии с национальным законодательством; содействуют распространению физической культуры, туризма и спорта.

 

Статья 34

 

Все лица наемного труда подлежат обязательному социальному страхованию. В случае болезни они, вне зависимости от ее причины, должны иметь возможность пользоваться медицинскими услугами лечебного и профилактического характера, а также получать пособия в случае нетрудоспособности из-за болезни (травмы), по беременности и родам, а также в других случаях, предусмотренных национальным законодательством.

Дополнительное страхование производится исключительно по инициативе граждан.

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере не менее 60 процентов заработка работника, и его сумма не должна быть ниже предусмотренного национальным законодательством уровня минимальной заработной платы. Национальным законодательством могут устанавливаться категории работников (в том числе имеющих на иждивении трех и более детей и т.п.), которым указанное пособие выплачивается в размере полного заработка.

Пособие по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания, а также в определенных национальным законодательством случаях заболеваний, в том числе вызванных последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, полностью компенсирует утраченный (фактический) заработок работника.

 

VI. Охрана семьи и материнства

 

Статья 35

 

Государства:

принимают меры по обеспечению трудящихся с семейными обязанностями такими условиями занятости, которые бы позволяли им совмещать профессиональные и семейные обязанности;

создают государственные и частные учреждения и службы по уходу за детьми и оказанию помощи семье в их воспитании, а также содействуют их развитию;

обеспечивают каждой женщине право на возможно широкий спектр услуг в области планирования семьи, а также меры по снижению материнской и детской смертности; принимают меры по охране и защите детей, находящихся в особо сложных условиях, в том числе оставшихся без надзора, беспризорных, подвергшихся экономической и сексуальной эксплуатации, страдающих социально обусловленными заболеваниями, включая синдром приобретенного иммунодефицита, детей из числа беженцев, а также находящихся в тюремном заключении.

 

Статья 36

 

Женщинам предоставляется право на отпуск по беременности и родам с 30 недель беременности. Продолжительность отпуска составляет не менее 18 недель. В случае осложнения родов или рождения двух и более детей отпуск увеличивается на 2 недели. Матери или отцу (опекуну) либо другому родственнику по усмотрению семьи, фактически осуществляющему уход за ребенком, предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет с частично оплачиваемым периодом, определяемым национальным законодательством, но не менее чем до достижения ребенком возраста полутора лет. Работодатель не имеет права на прекращение трудовых отношений с женщиной в период ее отсутствия на работе по этой причине.

 

Статья 37

 

Размеры денежных пособий по уходу за ребенком не должны быть ниже установленного национальным законодательством уровня минимальной заработной платы, а по беременности и родам должны полностью компенсировать утраченный заработок. Медицинское обеспечение, на которое женщина имеет право, должно включать бесплатное дородовое медобслуживание, акушерское обслуживание во время и после родов. Денежные пособия и медицинское обеспечение предоставляются в рамках системы обязательного страхования или за счет отчислений из общественных фондов.

 

Статья 38

 

Работодатель не вправе:

отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью и родами, наличием детей в возрасте до 3 лет, а одиноким матерям в связи с наличием ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 16 лет);

увольнять трудящихся указанных категорий по собственной инициативе, кроме случаев ликвидации предприятия и прекращения трудовых отношений по окончании срока договора (контракта), которые допускаются лишь с обязательным трудоустройством высвобождаемых.

 

Статья 39

 

Беременные женщины, а также женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, в соответствии с медицинскими требованиями переводятся на другую, более легкую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов в порядке, установленном национальным законодательством, без уменьшения заработной платы.

 

VII. Социальное обеспечение

 

Статья 40

 

Государства гарантируют лицам, проживающим на их территории:

право на полное социальное обеспечение независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, языка, места жительства, рода и характера деятельности в условиях многообразия форм собственности и других обстоятельств;

полное пенсионное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, при потере кормильца, в других предусмотренных национальным законодательством случаях независимо от того, на территории какого государства приобретено право на пенсионное обеспечение, а также выплату государственных пособий семьям, имеющим детей. Минимальный уровень пенсионного обеспечения устанавливается в пределах, обеспечивающих прожиточный минимум, и с учетом инфляционных процессов в государстве постоянного проживания граждан;

осуществление мер по разработке единой научно-правовой концепции льготного пенсионного обеспечения, а также мер, направленных на профилактику инвалидности, обеспечение социальной защищенности инвалидов, особенно детей-инвалидов, создание им условий, необходимых для реализации прав и законных интересов, развития творческих способностей, беспрепятственного доступа к социальной инфраструктуре, медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.

 

VIII. Социально-бытовая сфера

 

Статья 41

 

Органы государственной власти и управления, работодатели оказывают помощь нуждающимся в жилье гражданам, развивая строительство жилых домов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма или аренды на доступных для населения условиях, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья. Малоимущим гражданам гарантируется выделение жилья на условиях договора найма из государственного (муниципального) жилищного фонда.

 

Статья 42

 

Приватизация жилья осуществляется строго на добровольной основе путем бесплатной передачи в собственность граждан всего занимаемого жилого помещения или в пределах установленной социальной нормы площади жилья. При нежелании граждан приобрести занимаемое жилье в собственность за ними сохраняется прежний порядок пользования жилыми помещениями по договору найма или аренды. Все жилищные права, в том числе право на приватизацию жилья, сохраняются за гражданами и в случаях перехода государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо передачи жилищного фонда другим юридическим лицам.

 

Статья 43

 

Государства признают необходимость дальнейшего развития материальной базы и доступности пользования санаторно-курортными, туристско-экскурсионными, детскими дошкольными и оздоровительными учреждениями, учреждениями здравоохранения, образования, культуры и спорта и освобождения данных объектов от налогов на прибыль и платы за землю. Освобождаются от налогообложения также средства предприятий, направляемые ими на содержание объектов социально-культурной сферы. Размер соответствующих льгот определяется национальным законодательством.

 

Статья 44

 

В ходе приватизации государственных предприятий жилье, объекты социально-культурного назначения, находящиеся на балансе предприятий, безвозмездно передаются в собственность трудовых коллективов или, с их согласия, на баланс местных органов управления. Обязательным условием приватизации объектов, не преследующих коммерческие цели (детские дошкольные, оздоровительные, культурные и спортивные учреждения, санатории-профилактории, базы отдыха и т.п.), является сохранение профиля их деятельности, а также структуры и объемов бесплатного и льготного обслуживания.

 

Статья 45

 

Государства сохраняют льготный режим пользования автомобильным, воздушным, водным, железнодорожным и городским общественным транспортом для детей, инвалидов, участников ВОВ и приравненных к ним лиц, студентов и учащихся.

 

IX. Профсоюзы

 

Статья 46

 

Государства руководствуются общепризнанными международными нормами в области прав и свобод деятельности профсоюзов. Трудящиеся без какого бы то ни было различия имеют право добровольно создавать по своему выбору и без предварительного разрешения профсоюзы и беспрепятственно вступать в них. Трудящиеся вправе создавать профсоюзные организации на предприятиях и на других местах работы.

Все профсоюзы пользуются равными правами. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов государственного управления, хозяйственных органов, политических и других общественных организаций, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается всякое вмешательство, способное ограничить права профсоюзов или воспрепятствовать их осуществлению.

Принадлежность или непринадлежность к профсоюзам не влечет за собой какого-либо ограничения трудовых, социально-экономических, политических, личных прав и свобод трудящихся.

 

X. Заключительные положения

 

Статья 47

 

Настоящая Хартия открыта для присоединения к ней государств, признающих ее положения и заинтересованных в достижении целей Хартии.

 

Статья 48

 

По мере создания в государствах соответствующих экономических условий отдельные положения настоящей Хартии могут пересматриваться в таком же порядке, как и ее принятие.