Саратовский проект Конституции России

Предисловие

В истории конституционной мысли центральное место занимает теория Конституции. Последняя находит свое воплощение, свое концентрированное выражение в Конституции как особом нормативно-правовом акте, обладающем высшей юридической силой и определяющей устройство государства.

 

Прошло более 10 лет как действует Конституция Российской Федерации 1993 года. Общепризнанно — нынешняя Конституция Российской Федерации занимает выдающееся место в истории России.

 

Несомненно, что Конституция Российской Федерации 1993 года знаменовала собой переход к новой российской государственности, закрепила принципиально иные чем ранее ценности, нормы, принципы, которые вошли в нашу жизнь, определяют нашу психологию. Прошедшие годы убедительно подтверждают, российское общество приняло ценности подлинного конституционализма: свободу слова и совести, многопартийность и открытость границ, рыночные отношения и судебную защиту прав человека, суверенитет и народовластие, парламентаризм и разделение властей, верховенство закона, федерализм и местное самоуправление, признание и защиту всех форм собственности.

В то же время следует признать, что рожденная в жесточайшей борьбе различных социально-политических сил советского общества, в борьбе между исполнительной и законодательной властями, Конституция России 1993 года несет на себе печать драматизма российских реалий того времени.

Как известно, необходимость подготовки новой Конституции России была провозглашена первым Съездом народных депутатов РСФСР (1990 г.), на котором была образована Конституционная комиссия во главе с Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным. 12 июня 1990 года I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, в которой определил, что настоящая Декларация является основой для разработки новой Конституции РСФСР. 22 июня 1990 года Съезд принял Постановление «О некоторых вопросах подготовки проекта Конституции РСФСР». Тогда же была создана рабочая группа из депутатов и экспертов и в сентябре объявлен конкурс на проект новой Конституции.

В конце сентября 1990 года на кафедре государственного права Саратовского юридического института им. Д.И. Курского был подготовлен инициативный проект Конституции Российской Федеративной Республики и отправлен в Конституционную комиссию.

Решением жюри Конституционной комиссии «саратовский» (так его впоследствии стали именовать) проект Конституции России был отмечен второй премией на Всероссийском конкурсе, куда было представлено 38 различных проектов (первая и третьи премии не присуждались).

 

 

Одновременно с работой над проектом новой Конституции России в действующую тогда Конституцию РСФСР 1978 года вносились изменения и дополнения, которые отражали ход конституционной реформы. Конституционные преобразования запоздали по времени, они совпали с радикальными экономическими и политическими преобразованиями, аналог которым трудно найти в других странах. В ходе этих преобразований в России ставились вопросы, уже решенные в других государствах в предшествующее столетие. По сути это был кризис всей советской политико-правовой системы, вызвавший вакуум власти. В этот период существовали своеобразные диспропорции, порожденные модернизацией, между логикой социальных реформ (это движение к демократии и парламентаризму) и логикой конституционных реформ (это движение к правовому государству). Соединение этих специфических элементов переходного времени придавало конституционному процессу конвульсивный характер. Так, только в период между I Съездом народных депутатов РСФСР (июнь 1990 г.) и IX Съездом (март 1993 г.), т.е. в течение двух с половиной лет, в Конституцию России 1978 года было внесено свыше 350 изменений и дополнений. Такой конституционной чехарды мировая история ранее не знала.

Работа над проектом новой Конституции России носила напряженный характер и проходила в острой политической борьбе вплоть до кровопролития в октябре 1993 года. Кроме проекта Конституционной комиссии впоследствии был предложен и президентский вариант Конституции, рассмотренный специально созванным Президентом Российской Федерации Конституционным совещанием. Впоследствии обсуждались и другие альтернативные проекты Конституции России. Их содержание и оценка получили широкое освещение в печати.

К сожалению, о «саратовском» проекте Конституции России, кроме отдельных упоминаний, ничего больше неизвестно, к тому же, он и не был опубликован.

Публикация саратовского проекта Конституции России обусловлена следующими факторами.

Во-первых, необходимо восполнить пробел в познании конституционных идей России 90-х годов прошлого столетия.

Во-вторых, с момента принятия Конституции в России многое изменилось: сложилось иное общество, возникли новые социальные группы, изменился менталитет граждан. На повестке дня стоит вопрос принятия Конституционного Акта Союзного государства России и Беларуси. Наконец, несмотря на официальные призывы прекратить разговоры на тему изменения действующей Конституции России, все же настойчивее звучит мысль: «В обществе складывается убеждение в необходимости принятия новой конституции». При этом сторонники принятия новой Конституции подчеркивают, что потенциал Конституции Российской Федерации 1993 года далеко не исчерпан. Не вдаваясь подробно в этот политико-научный спор, полагаю заметить следующее. Не Конституция России 1993 года явилась причиной нынешнего кризиса, охватившего страну, а глубокие формационные изменения в советском обществе в целом, в советской политической системе и государственном строе СССР.

Главная причина сегодняшнего кризиса не в конституционной модели власти, не в Конституции, а вне ее самой. Причина кроется в реальном соотношении социально-политических сил, в правовой культуре общества, прежде всего властвующей элиты (если не главным образом. — В.К.), в том как действует юридическая Конституция в жизни. Короче говоря, главная причина наших сегодняшних трудностей в ф а к т и ч е с к о й Конституции. Следует заметить, что скорость и частота социально-политических изменений в России значительно превосходят «нормальный» мировой уровень.

Сам запрет на обсуждение возможных конституционных изменений в России противоречит как логике развития науки, так и антиконституционен. Это противоречит свободе слова, мысли, политического и идеологического плюрализма.

В связи с этим к возможности принятия новой Конституции России в контексте геополитических (Союзного государства России и Беларуси) и внутренних тенденций развития необходимо готовиться заранее, создавать научный задел, новые концептуальные подходы, изучать зарубежный опыт, но не заимствуя его механически, как это произошло с Конституцией России 1993 года.

В связи с этим небезынтересно замечание американского профессора политологии Р. Шарлета: «В Конституции РФ 1993 г. можно увидеть конституционный эквивалент европейского аэробуса, собранного из деталей, изготовленных в нескольких странах».

Саратовский проект Конституции имел ряд особенностей.

Во-первых, он готовился буквально в самом начале конституционной реформы России. Это был период романтического конституционализма. Очень верно и довольно точно описал это И. Федосеев, народный депутат РСФСР, член Конституционной комиссии: «Новые депутаты, переступившие порог Большого Кремлевского Дворца, пришли с отрицанием всевластия партии, с желанием полного искоренения сталинизма и сталинщины из нашей жизни, раскрепощением души, стремлением развернуть экономику к человеку, с мечтой переделать право власти во власть права. Все это было в наших предвыборных программах. И каждый понимал, что реализовать их в рамках общественного строя, очерченного «Конституцией развитого социалистического общества», невозможно. Поэтому и было, по существу на одном дыхании, принято решение о разработке новой Конституции. Я даже не могу вспомнить, кто бы против этого возражал».

Во-вторых, Саратовский проект Конституции России, естественно, отражал свою эпоху: крушение социализма, распад СССР в тот период не воспринимались многими, в том числе и творческой интеллигенцией, критически настроенной к ценностям советского строя. Интересно в связи с этим высказывание В.Л. Шейниса на VI Съезде народных депутатов России, одного из активных членов Конституционной комиссии: «Я не принадлежал к тем, кто видел в союзных структурах только империю зла. Должен сказать, что я не голосовал в Верховном Совете за тот пункт, который предусматривал роспуск СССР. Я тоже надеюсь на возрождение великого государства, хотя и на новых основах».

Саратовский проект подчеркивал, что Российская Федеративная Республика объединяется на основе договора с другими советскими суверенными республиками в федеративное государство — Союз суверенных Республик (ст. 70 проекта). Последний осуществляет общефедеральные полномочия на территории Российской Федерации в тех пределах, которые делегированы ему Российской Федерацией и закреплены в Союзном Договоре (ст. 71 проекта).

В-третьих, Саратовский проект как отражение эпохи романтического конституционализма был лишь маленькой частицей в том многообразии идей, концепций, теорий, которые были присущи этому бурному времени.

Проект исходил из идеи, что Россия является президентской Республикой (ст. 3 проекта). Заметим, что для современного этапа развития России характерна тенденция усиления власти института президента.

Считаю уместным обратить внимание еще на один существенный момент проекта. «В государственной собственности может находиться имущество, необходимое для осуществления задач государства.

Оборона, космос, транспорт, связь, энергетическая система и другие, установленные законом объекты, могут находиться только в исключительной собственности государства» (ст. 57 проекта).

О Саратовском проекте Конституции России упоминалось на V и VI Съездах народных депутатов России. Из выступления Президента РСФСР, Председателя Конституционной комиссии РСФСР Б.Н. Ельцина на V Съезде народных депутатов РСФСР: «Конституционная комиссия выступила с инициативой обсуждения проекта в крупных юридических центрах страны, трудовых коллективах и на собраниях граждан. Были проведены многочисленные социологические опросы населения. Комиссия привлекала для экспертизы проекта в целом, а также отдельных его положений и разделов широкий круг специалистов. В это же время велась работа над альтернативными проектами. Наиболее значительными из них были подготовлены группой «Коммунисты России» и группой ученых Саратовского юридического института».

Из выступления народного депутата РСФСР, члена Конституционной комиссии Е.А. Амбарцумова, на V Съезде народных депутатов РСФСР: «Важно отметить, что учитывался и альтернативный проект, и проект Саратовский, который был отмечен премией».

Из выступления народного депутата России В.Н. Бокова на VI Съезде народных депутатов Российской Федерации: «В течение полутора лет шла работа над проектом… За это время в Конституционную комиссию (как уже здесь говорилось) было представлено немало альтернативных проектов Конституции — Саратовского юридического института, депутатской фракции «Коммунисты России», больших групп депутатов и юристов».

Профессор М.А. Митюков, сравнивая саратовский проект Конституции РСФСР с проектом Конституции РФ Конституционной комиссии РСФСР, отмечает «выигрышность» первого при решении некоторых проблем судебного конституционного контроля.

Безусловно, наивно было бы сравнивать окончательный вариант проекта Конституции Российской Федерации, вынесенный на референдум 12 декабря 1993 года и Саратовский проект Конституции Российской Федеративной Республики, представленный на конкурс в Конституционную комиссию РСФСР в сентябре 1990 года. Работа над проектом Конституции Российской Федерации по сути продолжалась более 2-х лет и в ней принимало участие огромное количество депутатов, государственных и общественных деятелей, ученых.

Кстати, члены кафедры конституционного права Саратовского юридического института (ныне Саратовской государственной академии права) неоднократно давали свои замечания на различные варианты проектов Конституции России.

Следует отметить, что члены кафедры — профессора В.Т. Кабышев, О.О. Миронов — принимали участие в работе Конституционного совещания, созванного Президентом Российской Федерации для работы над проектом Конституции Российской Федерации (июнь, июль 1993 г.). Профессор Б.С. Эбзеев, будучи уже судьей Конституционного Суда Российской Федерации, принимал участие как в работе Конституционного совещания, так и в Комиссии конституционного арбитража, специально созданного на заключительном этапе работы при рассмотрении спорных теоретических вопросов.

Премией Конституционной комиссии РСФСР был отмечен данный проект Конституции.

 

Заведующий кафедрой конституционного и международного права
Саратовской государственной академии права,
доктор юридических наук, профессор,
заслуженный деятель науки Российской Федерации
В.Т. Кабышев